Руины храма или следы существ: откуда взялись петроглифы в Хабаровском крае

В разные времена были разные предположения, но секрет каменных посланий пока не открыт.

Источник: МК.RU Хабаровск

Петроглифы Хабаровского края стали визитной карточкой. Увидеть их почти чудо. Мало того, что до каменных посланий из прошлого приходится добираться зачастую с трудом, так еще Амур иногда не вовремя скрывает сокровище в своих мутных водах. К камням в разные годы стремились попасть исследователи всех мастей. Естественно, каждый из них стремился войти в историю с догадкой, откуда взялись петроглифы. Мы собрали соображения искателей на этот счет.

СЛЕДЫ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА

Самые известные петроглифы Хабаровского края находятся на берегу Амура, у национального нанайского села Сикачи-Алян. Огромные базальтовые валуны — результат интенсивной вулканической деятельности, происходившей около 15 миллионов лет назад. Немного фантазии и можно представить, как раскаленные каменные глыбы катились по склонам горного массива, остывали в водах Амура. Потом на поверхности этих камней неизвестные древние художники наносили загадочные образы и знаки, расшифровать которые до сих пор не удается.

ОСТАТКИ ХРАМА ИЛИ СКАЛЫ

Первые упоминания о петроглифах в Хабаровском крае нашлись в записях русского востоковеда Палладия Кафарова. Позже об изображениях на камнях узнал американский востоковед Бертольд Лауфер. Он во время экспедиции на Амур в 1899 году все больше налегал на орнаментальное искусство. Петроглифы увлекли его на столько, что он попытался увезти валуны с собой в Америку.

Было смелое предположение, что петроглифы — это руины огромного храма «Гальбу», якобы стоявшего на берегу Амура. Автор этой идеи Н. Г. Харламов. По его версии рисунки украшали стены строения. Последователи этой идеи рискнули предположить, что валуны с рисунками — это остатки развалившейся скалы. Впрочем, версии с храмом и с развалившейся скалой так и не нашли поддержки в научном сообществе.

МИФИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ

В 20-м веке до петроглифов добрался Лев Штернберг. Он от местных аборигенов узнал древние сказания и легенды о загадочных камнях и мифическом народе «ха», населявшем эти места много веков назад. Одна из легенд, пожалуй, самая известная — о трех солнцах. Нанайцы из поколения передают историю о то, как из-за трех солнц была сильная жара, камни плавились настолько, что можно было на них рисовать. Рисунки, которые мы можем видеть сейчас, по легенде, изобразили полубоги древних времен. Одна из легенд гласит, что петроглифы — это следы удивительных существ. Бытует сказание — что валуны свидетельствуют о том, как однажды шаман убил два лишних солнца. Земля стала остывать, остыли и валуны с рисунками.

КАМНИ ДЛЯ ОБРЯДОВ

В Нанайской культуре есть обряд «Кормление камня». Древние верили, что камни — это тоже духи. Поэтому с камнями люди разговаривали, приносили им пищу. Считалось, что взамен валуны помогали людям в разных делах, подманивали животных, чтобы человек мог на них охотиться, отводили болезни, помогали в зарождении новой жизни. Обязательное условие — на камне должен быть рисунок.

Обряды с петроглифами Сикачи-Алян проводили весной и осенью, когда снижался уровень воды в Амуре, освобождались ритуальные площадки. Появившиеся из реки валуны с образами духов, возможно, представлялась мифической дорогой мертвых.

C 2003 года петроглифы Сикачи-Алян внесены в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2019 года онивнесены в список особо ценных объектов культурного наследия народов России наравне с Московским Кремлем, историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи», музеем-заповедником «Петергоф», Государственным Эрмитажем, Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера).

Не менее мистическими считаются петроглифы «Чертова плеса». Уникальные рисунки исчезают не только от времени, но и от пуль охотников.