На что ориентировались при его создании, а также о многом другом.
Чем мы хуже Канады?
Однажды Юрий Коваленко побывал в Канаде и прошел там по участку известного пешеходного маршрута тропа Брюса — Bruce Trail по-английски. Это 890 километров по живописным местам от реки Ниагара до Тобермори, Онтарио. Тогда у путешественника и появилась мысль создать похожий маршрут в Краснодарском крае.
«Маршрут в Канаде мне очень понравился, — вспоминает он. — Тропа обустроенная, с пандусами, дорожками, обзорными площадками, информационными щитами. Виды потрясающие, стационарные бинокли стоят — в них можно местность осмотреть, за плату, конечно. Сама собой возникла мысль: “А почему у нас ничего подобного нет? Ведь природных красот в крае не меньше!” Когда вернулся домой, почитал еще о тропе Брюса и подумал — надо превращать задумку в реальность».
Идея превратилась в проект Краснодарского отделения Русского географического общества «Большая Кубанская тропа», над проектированием нитки маршрута которого сейчас и работает Юрий Коваленко. Отдельные участки уже спроектированы, по другим идет согласование — все-таки у каждого участка земли есть собственник и с ним надо решить, готов ли он открыть проход для туристов. Работы впереди еще много, но она идет. А теперь по порядку — что же такое Большая Кубанская тропа?
«Это протяженный пешеходный маршрут по территории Краснодарского края и Республике Адыгея, — объясняет автор идеи. — Обустроенный, узнаваемый, с собственным ярким брендом. Начинается он на Тамани, финиш предусмотрен на Красной Поляне в горах Большого Сочи. Тропа проходит по территории одиннадцати муниципальных образований, часть маршрута проходит по побережью. На данный момент длина маршрута составляет 780 км. В районе Веселовки он выходит на берег моря, далее, в Анапе, направляется в горнолесную часть, в Новороссийске вновь возвращается на побережье, затем снова идет в лес и горы, чтобы выйти на море в районе Геленджика. Оттуда до Горячего Ключа, далее по Туапсинскому, Апшеронскому району, через Лагонакское нагорье, по Кавказскому биосферному заповеднику в Красную Поляну».
Восток и запад.
Юрий Коваленко условно делит маршрут Большой Кубанской тропы на два отдела: западный — от Тамани до Горячего Ключа и восточный — от Горячего Ключа до Красной Поляны.
«Западный отдел — 440 км — мы с супругой, а нам обоим за 60, прошли полностью, — рассказывает он. — На это понадобилось в сумме 28 дней — в среднем 12−15 км в день. Но сам маршрут мы разбили на пять участков, чтобы на каждый из них уходило около пяти дней — на более долгий срок и из дома уходить некомфортно, и дела. В итоге сейчас полностью согласованы во всех инстанциях отрезки от Геленджика до Планческой Щели в Северском районе и от Планческой Щели до Горячего Ключа».
На последнем начали маркировку — на различных предметах на видных местах рисуют оранжевую полосу на белом фоне. Туристы, грибники, любители горного велосипеда, охотники уже могли встречать эту метку и, наверняка, задавались вопросом, что же она значит. А вот и ответ — что вы находитесь на Большой Кубанской тропе.
«Философия тропы предусматривает прохождение маршрута с облегченным рюкзаком — без палатки, спального мешка, снаряжения для приготовления пищи, — продолжает Юрий Коваленко. — Утром выходишь из гостиницы, а вечером финишируешь в месте отдыха, уровень которого зависит только от финансового состояния — от хостела до пятизвездочного отеля. Западный отдел полностью отвечает этим условиям. Кстати, во всех приморских городах маршрут проходит по набережным — как человек, прошедший этот путь, могу с уверенностью сказать, что они в каждом населенном пункте имеют свой отличительный, неповторимый облик. А вот в восточном отделе уже надо иметь с собой достаточный запас автономности: палатку, горелку, небольшой запас еды. На некоторых участках от Горячего Ключа до Красной Поляны населенных пунктов и туристской инфраструктуры просто нет».
Важная часть проекта — сделать тропу узнаваемой, чтобы каждый, кто на ней окажется, знал, где он находится, где можно остановиться, перекусить.
«Планируем на всем протяжении маршрута установить сделанные в едином стиле обзорные площадки, скамейки, пандусы, указатели, информационные стенды, туалеты и урны, — рассказывает Юрий Коваленко. — Но главное, конечно, информационные пункты, где туристы смогут получить буклеты, информационные стенды с описанием маршрута и необходимой путевой информацией».
Как притоки у реки.
Большая Кубанская тропа пересекает Краснодарский край с северо-запада на юго-восток, проходя через многие его климатические зоны — засушливое Азовское побережье, пески Анапы, горы в Геленджике, леса предгорья в Северском районе и Горячем Ключе, вершины Кавказа в заповеднике. Но, по словам автора идеи, даже пройдя этот длинный путь, не получится узнать всю Кубань.
«Все-таки основной маршрут Большой Кубанской тропы не захватывает степные районы, — говорит Юрий Коваленко. — Хотя некоторые муниципалитеты, например, Армавир, предлагают ответвления по своей территории».
Юрий Коваленко говорит, что создатели Кубанской тропы изучают опыт успешно работающих зарубежных пешеходных маршрутов. Например, в Европе есть знаменитая Эль Камино де Сантьяго — путь Святого Иакова. Вырос этот маршрут из дороги католических паломников, которые шли к месту предполагаемого погребения апостола.
«Там тоже изначально была одна дорога — в Испании, — продолжает Юрий Коваленко. — Затем возникли маршруты из разных городов Европы, оканчивающихся в городе Сантьяго-де- Компостела. Надеюсь, и наша Большая Кубанская тропа станет своеобразной рекой, к которой, как притоки, начнут примыкать другие пешеходные маршруты».
У пути Святого Иакова есть легенда, связанная с жизнью одного из апостолов Христа. А есть ли кубанскому маршруту что предложить в этом отношении?
«Мы искали, погружались в историю, но, признаюсь, еще не определились, — рассказывает Юрий Коваленко. — Даже “Большая кубанская” — пока рабочее название, рассматриваем разные варианты, в том числе философское- “Тропа времени”. Так что все еще впереди».
Туризм по-советски.
Юрий Коваленко увлекся туризмом еще в советском детстве — как тысячи мальчишек ходил в туристический кружок, на слеты, в походы по Западному Казахстану, где тогда жил.
«У меня с тех пор сохранился детский абалаковский рюкзак (известный в СССР рюкзак для спортивных походов и восхождений, созданный Виталием Абалаковым. — Прим. ред.), — говорит автор идеи Большой Кубанской тропы. — Но после школы было уже не до туризма: учеба в институте, женитьба, работа
Как изменился туризм за десятилетия? Все-таки начинал Юрий Коваленко ходить в походы в 70-х годах, а возобновил — уже в третьем тысячелетии. Значит, на себе ощутил перемены.
«Лично для меня ничего не поменялось — я как любил ходить с рюкзаком, так и люблю до сих пор, — признается он. — Но если говорить об отношении государства, то поменялось очень многое. В первую очередь, само государство, а вместе с ним и все остальное. В СССР существовал плановый туризм, профсоюзы выделяли на это деньги, была система приютов, плановых маршрутов. Одним словом, была выстроенная и хорошо работающая структура. Затем пришли девяностые, а с ними — провал. Сейчас в туризме есть гранты, государственная поддержка, но на мой взгляд нет единой системы. Вот в чем главное отличие. Но пристальное внимание к вопросам развития внутреннего туризма со стороны государства, новые турпродукты, в том числе Большая Кубанская тропа, однозначно изменят ситуацию в лучшую сторону».