В Калининградской области с лета растут цены на автомобильное топливо, иностранные грузовики теперь будут платить больше за ОСАГО. На актуальные темы «Клопс» побеседовал с вице-премьером правительства области Александром Рольбиновым.
О топливе — Калининградцы заметили увеличение цен на бензин.
— У крупных компаний оно не так заметно, а на мелких АЗС очевиден резкий скачок. Почему это случилось, и есть ли надежда на прекращение роста?
— В августе все стали свидетелями достаточно высокого подъёма стоимости топлива по разным регионам. То есть это не только калининградская история. Серьёзный скачок, рост примерно на 15−18%. Мы проанализировали обстоятельства, выделю несколько основных моментов, почему это случилось. Во-первых, несколько нефтеперерабатывающих заводов встали на ремонт. Во-вторых, думаю, что всё-таки топливные компании решили компенсировать свою недополученную экспортную выручку.
Мы отслеживали стоимость в течение года у нас на АЗС. По дизтопливу, которое является основным для грузоперевозок, проведения посевных работ, в принципе, мы находимся по Северо-Западу где-то на 2−3 месте снизу по ценам. По бензину у нас чуть подороже. Есть маленькие независимые компании, которые покупают топливо только на бирже. На торгах они сильно подскочили. Получается, что оптовая цена выше, чем в розницу. Это звучит абсолютно абсурдно, но это факт.
По поручению губернатора Антона Алиханова проводим совещания с АЗС, где участвуют представители антимонопольной службы и прокуратуры. Будем разбираться в ценообразовании и постоянно мониторить ситуацию.
— Из регионов поступает информация о дефиците дизельного топлива. Стоит калининградцам запасаться впрок?
— Мы справились, на мой взгляд, с главной задачей — наладили каналы бесперебойной поставки. Диверсифицировали доставку по разным видам транспорта. Есть квота, которая касается проезда через Литву по железной дороге, мы её ещё не выбрали и часть перевозим по суше. Некоторые виды топлива мы переложили на железнодорожную паромную переправу. Дефицита самого топлива у нас нет.
О дорогах
— В последние годы активно шла подготовка к строительству моста в районе Калининградского залива, но реализация так и не началась. Не отказались ли власти и сам инвестор от этой идеи?
— Не отказались. Наша основная задача — завершить всё-таки проектные работы. Буквально на прошлой неделе прошёл технический совет в Росавтодоре, могу сказать, что проект защитился. Дальше задача — получить положительное заключение экспертизы. И только потом будем принимать решение о начале строительства, потому что в текущей ситуации острой необходимости в этой дороге нет.
Основные задачи, которые рассчитывали решить с появлением новой дороги, — это сокращение времени в пути и вывод за границу Калининграда большегрузных автомобилей, которые идут из портов. Все терминалы и предприятия, которые находятся вдоль морского канала, идут в сторону польской границы. Сейчас эти связи ослаблены. Надеюсь на то, что рано или поздно мост будет востребован, поэтому, наверное, будем говорить о каких-то сроках и целесообразности уже после получения экспертизы.
— Сейчас параллельно строят порт в Пионерском. Не получится ли так что, грузопотоки перетекут туда и дорога вдоль залива не будет вообще нужна?
— Если рассматривать вопрос с учётом перехода экономики в прежние какие-то рамки и оценивать объёмы грузоперевозок 2−3 летней давности, то порт в Пионерском не является альтернативой. Там совершенно другой инфраструктурный проект.
— Ещё один грандиозный дорожный объект — в конце Советского проспекта в этом году открывают развязку. Несколько раз говорилось, что объект будет сдан досрочно. Ускорение работ больше, чем на год, не повлияет ли на качество?
— Если посмотреть на подрядчика, который реализует наши масштабные проекты: Приморское кольцо, Северный обход (компания «ВАД» — ред.), то он зарекомендовал себя только с положительной стороны. Компания трудится у нас в регионе с середины нулевых. По всем объектам, которые реализованы, нет абсолютно никаких нареканий по качеству. Скажу больше, практически все дороги всегда открывались с опережением. Такой у них подход, для нас это не новость.
Многие жители видят, что независимо от погоды или праздников, дорожники всегда на объекте выполняют свою работу, перерывов не бывает вообще. Что касается самой развязки, то мы действительно хотим пустить техническое движение в октябре. У нас очень опытный технический надзор.
— Северный обход Калининграда шестиполосный, тогда как Приморское кольцо имеет только 4 полосы. Часто на вылетной магистрали возникают пробки. Нет ли планов по расширению Приморского кольца хотя бы на каких-то отрезках?
— Вспоминаю начало строительства, когда нам говорили: куда вы строите 4 полосы, зачем и кто поедет, что вы вообще творите? Прошло буквально совсем немного времени, и нам уже трудно себе представить, как можно было бы развивать Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский без этого участка дороги. Скорее, это было бы просто невозможно. Если бы не кольцо, в солнечные дни с моря всегда и везде стояла одна большая пробка.
На сегодняшний день, я думаю, что скоростная трасса справляется даже с текущим объёмом с учётом всех пробок, которые там появляются. Для нас это пробки, а для многих городов — обычная жизнь. Самый сложный участок — на въезде в Калининград. Считаю, что скоро ситуация станет проще: транспортная артерия будет гораздо лучше работать, когда до конца построят Северный обход и потоки будут уходить в разных направлениях. Поэтому планов по расширению нет, думаю, вряд ли кто-то даже будет об этом задумываться.
— Во время строительства первых очередей Приморского кольца предлагалось ввести плату за проезд по этой дороге. Есть ли сейчас такие инициативы?
— Нет, у нас не стоит такой вопрос. Мы действительно такие вещи обсуждали, но отказались от этой истории. Единственный объект, где могут взимать плату за проезд, это будущая дорога возле Калининградского залива, о которой мы уже говорили. Больше никаких платных дорог мы не планируем.
— Ещё один важный транспортный узел — двухъярусный мост. Многие до сих пор не понимают, нужно ли строить два новых вместо одного.
— Все видят одну огромную пробку в течение дня, когда не только утром или вечером сложно проехать через русло реки Преголи. Сколько случаев, когда случаются ДТП, фуры застревают и прочее. Поэтому, конечно, вопрос решения транспортной проблемы назрел для Калининграда. Будет два моста: один только для автомобилей, второй — для железной дороги.
— Что с двухъярусным в итоге?
— Мы очень трепетно относимся ко всем объектам культурного наследия. И, конечно, по максимуму хочется всё оставить, восстановить, чтобы они привлекали и гостей города и просто украшали Калининград. У этого сооружения объектами культурного наследия считаются только береговые части, а центральная часть — нет. Возникает вопрос, как сохранить пролётное строение. Поднять? Это будет небезопасно, так как существуют ограничения, связанные с ветровыми нагрузками. Если оставить как сейчас, то будет препятствие судоходству. Не стоит забывать, что сооружение сильно изношено и находится в неудовлетворительном состоянии. Сейчас стоит задача максимально сохранить основные опоры, восстановить и сделать арт-объект для привлечения, в том числе и туристов.
— Какие амбициозные дорожные проекты планируются в области в ближайшие 5 лет?
— Стоит задача завершения Приморского кольца. Это очень серьёзный объект. Кроме этого, у нас стоит в планах 3 этап Восточной эстакады, то есть соединить Остров с Дзержинского. Хотим начать строительство обхода Черняховска с подъездными путями к индустриальному парку, который активным образом сейчас развивается. Мы обязаны вывести весь грузовой автотранспорт за черту города, чтобы людям было комфортнее проживать.
Я перечислил основные объекты. Кроме этого, у нас есть планы по строительству в Калининграде Велосипедной дороги, расширению Советского проспекта и так далее.
О паромах
— Осенью запланирован выход на линию грузопассажирского парома. Какие ещё суда стоить ждать до конца года?
— Постепенно на линии Ленинградская область — Калининградская область увеличивается количество судов. Сейчас их около 20. Четыре из них — железнодорожные морские паромы, и мы хотим ещё один поставить на линию, портовые мощности это позволяют. Надеюсь, что до конца года с этой задачей мы справимся. Ждём ещё суда. В обозримой перспективе на линии будут работать 25 кораблей.
Бизнес перестраивается: какие-то грузы, которые они раньше получали на автомобилях или по железной дороге, перекладывают на контейнеры. То есть происходит изменение самой структуры грузовой базы. Мы внимательно за этим следим.
С правительством России закладываем в программу строительство новых железнодорожных паромов. Понятно, что это не завтра будет, а чуть позже, но тем не менее будут всё равно построены современные суда. Самая главная задача, что мы полностью себя обеспечиваем. Если появляются дополнительные потребности, то они, в общем-то, решаются очень оперативно путём постановки на линию новых сухогрузов.
— Что сейчас происходит в портах?
— Есть электронная очередь. Оперативно при необходимости отрабатываем с операторами паромной линии обращения о необходимости срочной перевозки социально — значимых грузов. Такого ажиотажа, как раньше, сейчас нет.
— А очереди сохранились?
— Как таковых значительных физических очередей нет, но для того, чтобы попасть на паром, нужно заранее бронировать место.
— Есть ли ситуации, когда предприниматели везут груз по морю, хотя могут и по железной дороге доставить?
— Мы внимательно просматриваем номенклатуру грузов и смотрим, чтобы всё, что может ехать по железной дороге, ехало по земле.
Об авиаперевозках
— Летом калининградцы жаловались на высокие цены на перелёты. Что ждать осенью?
— Приятно, что среди россиян много желающих посетить нашу область, это приносит нам дополнительные деньги. Вслед за этим есть определённые неудобства: стоимость билетов высокая. Отрегулировать это можно двумя механизмами. Обращались и продолжаем обращаться к правительству России, чтобы увеличить субсидии на авиасообщение по маршрутам до Москвы и Санкт-Петербурга для жителей области. Льготные билеты, к сожалению, у нас весной уже закончились, а дополнительных средств выделено не было.
Самый эффективный вариант — увеличение провозных ёмкостей, то есть когда начинает работать просто рыночный механизм: чем больше предложений, тем меньше цена. В этом сезоне мы, наверное, побьём все свои предыдущие рекорды в части пассажиропотока.
Что касается осени, то ожидается спад по туристам. Количество провозных ёмкостей станет больше и, как следствие, цена на билеты, я думаю, снизится. В наших планах — расширить объёмы субсидируемых билетов и увеличить количество самолётов. Инфраструктуру мы подготовили: аэропорт готов к приёму дополнительных лайнеров, и коллапса в этой части не будет.
— Скоро будет год, как запустили чартеры в Турцию. Остаются ли рейсы и куда ещё можно будет улететь из Калининграда на иностранных перевозчиках?
— В Турцию рейсы летают до ноября. Если пассажиропоток сохранится, то, наверное, это будет тоже продлено. Из других направлений, постоянными остаются рейсы в Минск.
О погранпереходах
— Когда перспектива открытия погранперехода в Дубках с учётом того, что часто слышим про очереди в Чернышевском?
— Переход в Дубках с нашей стороны полностью готов. Два года назад литовская сторона говорила о том, что у них размыло дорогу на подъезде к пункту пропуска. За это время, наверное, можно было не только там какую-то яму заложить, там можно было всё что угодно сделать.
Сейчас взаимоотношения более сложные стали. Мы обращались в адрес Минтранса России с тем, чтобы они всё-таки инициировать процедуру запроса по международным каналам. Ведь у нас мост королевы Луизы находится в аварийном состоянии. Для ремонта нужно потоки куда-то перенести. С литовской стороны никакой конкретики нет.
Что касается пункта пропуска в Чернышевском, то возникают административные какие-то барьеры. Наша таможня и пограничники работают хорошо, к ним никаких вопросов и нареканий нет. Есть зачастую какие-то необъяснимые вещи с той стороны. Например, поступила информация о том, что литовцы две полосы дороги ремонтируют.
Надеюсь, что текущая обстановка рано или поздно поменяется и, соответственно, будут налаживаться и добрососедские отношения, а с ними и экономические, туристические связи. Количество людей, которые пересекают государственную границу, будет расти.
Мы готовы расширять пункты пропуска и в польском направлении. После реконструкции в Мамоново и Багратионовске мощность увеличится в два раза.
— Грузовым машинам из недружественных стран разрешили заезжать на территорию области, но теперь для них резко увеличили стоимость ОСАГО. Ритейлеры уже заявили, что всё это будет заложено в продукцию, которая ляжет на полки, в том числе, и в калининградских магазинах. Нет ли у вас планов попробовать отменить решение ЦБ?
— Мы сейчас эту историю изучаем, смотрим с точки зрения возможных каких-то инициатив, насколько это решение существенно и весомо. Пока у меня конкретного ответа на этот вопрос нет. Могу сказать, что, в общем то, все эти вещи — они вводятся абсолютно зеркально. Стоимость зелёных карт для наших автомобилистов увеличили, это ответная мера. Мы не нападаем, а защищаемся.