Легальная зона: что изменилось в Свердловской области с появлением закона о такси

О новых правилах для таксистов рассказал старший инспектор по особым поручениям отдела надзорной деятельности УГИБДД Свердловской области Борис Черных.

Источник: Комсомольская правда

Мы привыкли к такси: вызываем машины в дождь, чтобы не промокнуть; в слякоть, чтобы не запачкать обувь; в мороз, чтобы не замерзнуть на остановке, пока ждем общественный транспорт. По словам сотрудников Госавтоинспекции, комфорт не всегда обеспечивает безопасность. О новых правилах для таксистов рассказал старший инспектор по особым поручениям отдела надзорной деятельности УГИБДД Свердловской области Борис Черных.

ТАКСИСТОВ-НЕЛЕГАЛОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ.

1 сентября 2023 года вступили в силу основные положения нового Закона о такси 580-ФЗ. Он предусматривает изменения для служб заказа такси, водителей и принципиально новый инструмент — региональные реестры такси. К сожалению, в Екатеринбурге высокая концентрация ДТП с участием такси. Здесь, по статистике, с начала этого года зафиксировано 48 случаев, в 35 из которых вина лежит на таксисте. При этом цифры говорят лишь о тех авариях, участниками которых стали легальные автоперевозчики и в которых есть пострадавшие. То есть, в целом статистика может быть еще выше. Из общего количества ДТП почти все водители работали от лица агрегаторов, а не от каких-либо местных мелких перевозчиков, и при этом 39 водителей не имеют лицензию на услугу. Новый закон должен урегулировать этот момент.

Вопросов, затрагивающих именно безопасность дорожного движения, напрямую в законе нет. Если не вникать в детали, он больше направлен на регулирование взаимоотношений между перевозчиками, агрегаторами, диспетчерами, пассажирами. Наконец-то появились формулировки «агрегатор», «ответственность агрегаторов», раньше этого не было, хотя сегодня существуют другие нормативные и законодательные акты. Теперь мы с точки зрения закона знаем, кто за что отвечает и какие обязанности есть у каждого участника этой деятельности, даже у клиентов, говорит старший инспектор по особым поручениям отдела надзорной деятельности УГИБДД Свердловской области Борис Черных.

Ранее были перевозчики, то есть организация или предприниматель, который эксплуатирует транспорт, и этот транспорт находился во владении или в собственности у ИП; и водители, которые также могли быть ИП или работать в найме. Сейчас агрегаторы, по старой терминологии, это фактически диспетчерская служба только с более широким охватом и использованием новых интернет-технологий. Если еще год назад каждое конкретное дело было отдельной судебной практикой с опорой на Устав автомобильного транспорта, который отчасти регулирует перевозки пассажиров, то со вступлением в силу нового Закона о такси 580-ФЗ перевозки пассажиров регулируются более конкретно и с учетом современных реалий.

Согласно новому закону, с 1 сентября действуют три региональных реестра с информацией о перевозках легковым такси. Это реестр перевозчиков, он включает сведения о разрешении на перевозку; реестр такси, который объединяет данные об автомобилях и их владельцах; и реестр служб заказа такси, который содержит информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги. В том числе благодаря этим нововведениям таксистов-нелегалов на дорогах станет меньше, а мы по линии Госавтоинспекции будем видеть, соблюдают таксисты все требования и ПДД в том числе или нет, продолжает Борис Черных.

Что изменилось для таксопарков? Служба заказа такси обязана ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Если разрешения нет или отсутствуют сведения о ТС, компания не вправе передавать заказ перевозчику.

КТО НЕ МОЖЕТ СЕСТЬ ЗА РУЛЬ ТАКСИ.

Оформить статус водителя такси могут не все. Чтобы желающему подзаработать на автоперевозках пассажиров загорелся зеленый свет, ему нужно пройти ряд процедур. Так, для оформления на работу (опять же по нормам нового закона) нужно: иметь заключение трудового договора со службой такси, оформить ИП или статус самозанятого.

Получается, что физические лица не могут работать в такси, если они не оформлены по трудовому договору. С другой стороны, это всего лишь формальности, которые реализуются очень быстро, а на кону соблюдение закона и безопасность, как своя, так и других участников дорожного движения. Теперь все водители должны иметь правовой статус, и это хорошо. Другой вопрос, не обострится ли проблема нехватки водителей в таксопарках, отмечает Борис Черных.

Также за руль такси невозможно сесть без обязательного разрешения на перевозку пассажиров. Эта норма существовала и раньше. Главное изменение состоит в том, что после 1 сентября 2023 года документ будут выдавать бесплатно.

И наконец, закон запрещает допускать несколько групп водителей к управлению такси. Это водители с тремя и более неоплаченными административными штрафами за нарушение ПДД за день до перевозки; водители с непогашенной или неснятой судимостью за совершение ряда преступлений; водители, которые не прошли аттестацию на знание местонахождения в регионе объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия, спорта, медицинских и образовательных организаций, органов власти; и водители, которых повторно лишили права управления ТС или арестовали за административные нарушения в сфере дорожного движения.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ СЛУЖБ ТАКСИ.

Главная проблема автоперевозок пассажиров, по словам сотрудников Госавтоинспекции, заключается в том, что закон есть, а большинство участников дорожного движения работают не просто в «серой», а в «черной» зоне. Они являются незаконными перевозчиками, и количество полученных разрешений, которые в Свердловской области выдает Министерство транспорта и дорожного хозяйства, минимально. Поэтому в тексте нового большого закона есть изменения, касающиеся конкретно служб такси. Например, 580-ФЗ регламентирует их ответственность, контролирует прохождение медосмотра по новой методике, стандартизирует оформление автомобилей.

Желтых машин такси в нашем регионе не так много в отличие от Москвы и других городов-миллионников. Но сейчас по новому закону такси должны иметь «шашечки» на кузове, опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше машины; цветовая гамма кузова должна соответствовать требованиям, если они установлены законом субъекта РФ, комментирует Борис Черных.

Что касается ответственности, то и в этом вопросе есть новые положения. Так, службы такси должны передавать заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на работу в такси. Если служба накопит больше 0,01% подобных заказов за одни сутки, это повлечет лишение права на осуществление деятельности. Проверять нужно будет не только разрешение на перевозку у водителей, но и автомобиль — внесен ли он в реестр такси.

1 октября на территории Режевского района произошло ДТП. За рулем автомобиля, который использовался в качестве такси, был, по предварительным данным, уставший мужчина. Он не смог адекватно оценить дорожную обстановку на перекрестке, попал в аварию с грузовиком. Пассажир в тяжелом состоянии находится в больнице. Итог: разрешения на перевозку пассажиров у водителя не было, то есть он осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность. К тому же водителем оказался гражданин из стран ближнего зарубежья, который не имеет российского водительского удостоверения (а должен). Вопрос: каким образом он вообще оказался за рулем такси?

Среди других обязанностей, которых раньше не было в законе:

1. Возмещать реальный ущерб пассажирам, если его не покрыло ОСАГО или выплата по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.

2. Вести в электронной форме или на бумажном носителе журнал регистрации заказов, регистрировать в нем наименование перевозчика, которому передан заказ.

3. Хранить сведения о заказах не менее 6 месяцев со дня их выполнения и предоставлять их по требованию властей.

МЕДОСМОТР ПО НОВОЙ МЕТОДИКЕ.

Один из ключевых вопросов, который порой возникает даже у самих клиентов, сколько времени в конкретный момент таксист работает? Хорошо ли он отдохнул перед выездом на линию? Не уснет ли за рулем от усталости? Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей». А согласно постановлению правительства от 2 июня 2023 года, продолжительность рабочего времени водителя должна составлять не более 40 часов в календарную неделю. Кроме того, ограничивается продолжительность ежедневного рабочего времени — 10 часов.

Также обязательными остались медосмотры, предрейсовый контроль, заполнение путевых листов. Но формат прохождения изменился. Сейчас возможно использование методики телемедицины. Такие аппараты очень эффективны, водители не теряют время в очередях и проходят медосмотр более объективно. Если медики на многие вещи закрывали глаза, то технику не обманешь.

БЕЗОПАСНОЕ ТАКСИ.

В результате закон о такси нацелен на то, чтобы на дорогах и в самих машинах стало безопаснее. А для этого необходимо соблюдать не только новые положения, но и актуальные старые. Например, в салоне легкового такси должна быть размещена следующая информация: госномер ТС, наименование перевозчика, номер записи в региональном реестре перевозчиков, данные о тарифах и правилах их применения, другие сведения, указанные в статье 9 закона о такси 580-ФЗ.

Профессиональный водитель должен иметь полный комплект документов, ремни безопасности, детские кресла. А также быть внимательным к своим пассажирам и предупреждать их, контролировать и даже заставлять пристегиваться ремнем безопасности, резюмирует старший инспектор по особым поручениям отдела надзорной деятельности УГИБДД Свердловской области Борис Черных.

В рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».