Очередное заседание комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству прошло 25 апреля. В повестке дня значился вопрос о рассмотрении поправок в положение о нестационарных объектах на территории города Новосибирска. По этому вопросу повестки среди членов комиссии возникла жесткая дискуссия.
Возможность переуступки прав и обязанностей по договору по размещению и эксплуатации нестационарных торговых объектов в настоящее время на территории города допустима по двум вариантам, прописанным в Земельном Кодексе РФ. Во-первых, по договору аренды земельного участка, вторым вариантом является договор на размещение и эксплуатации нестационарного объекта.
В первом случае предприниматели заключают договоры с Департаментом имущественных и земельных отношений мэрии Новосибирска, в этом случае на кадастровый учет ставится земельный участок, и он передается в аренду, сам договор проходит регистрацию в Росреестре. Договоры на размещение и эксплуатацию нестационарных объектов заключает Департамент инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства без формирования земельного участка. В первом случае предприниматель может переуступить свои права и обязанности другому лицу, во втором случае такого права нет.
— И эту неравнозначность между субъектами предпринимательской деятельности было предложено ликвидировать. В прошлом мы дважды выходили с этой инициативой, и оба раза она не доходила до сессии. Сейчас с этой инициативой вышла комиссия под председательством Андрея Любавского, — прокомментировал ситуацию Виталий Витухин, руководитель Департамента инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска.
— В рамках договоров, которые заключаются с ДИЗО, арендатор, взявший на торгах этот участок и проработавший, к примеру, два года, может продать нестационарный объект, если, например, уезжает в другой город. Было предложено внедрить такую практику и по Департаменту потребительского рынка, где объекты у нас размещаются без аренды земли, а на так называемых договорах размещения. Вот, к примеру, если индивидуальный предприниматель заключил на себя договор и умер, то наследники потом не могут на себя его переоформить и этот нестационарный объект — он просто сносится, — заявил в разговоре с «Прецедентом» Андрей Любавский, председатель комиссии.
По информации председателя комиссии, таких договоров всего 384, они были заключены за последние 9 лет.
— Мы предполагали привести в соответствие и те правовые нормы, которые сейчас существуют по договорам, заключаемым с Департаментом имущественных и земельных отношений транслировать и на договоры, заключаемые по нестационарным объектам с Департаментом потребительского рынка. Там никакого одного игрока нет, основная масса предпринимателей сами там работают, — заявил Андрей Любавский.
— Преподносилось все под соусом улучшения положения предпринимателей, нам рассказывали, что новация коснется лишь ограниченного круга лиц. Однако хотелось бы отметить, что это не так — поправки разрешают передачу прав третьим лицам абсолютно для всех владельцев нестационарных торговых объектов, равно как и для будущих владельцев. То есть, самый настоящий неопределенный круг лиц. Ну и самое главное — сейчас действует принцип, который условно можно охарактеризовать как «получил право на киоск — торгуй сам». В случае принятия поправок у крупного бизнеса появится легальная возможность массово получать объекты по всему городу исключительно с целью передачи их третьим лицам. То есть в данном случае крупный бизнес выступает как посредник, диктующий свои правила мелкому бизнесу, — прокомментировал свою позицию корреспонденту «Прецедента» Владислав Люмин.
Позицию своего коллеги разделяет и депутат Ирина Беспечная.
— Нам озвучили этот вопрос так, что надо помочь предпринимателям, чьи договоры были заключены на 384 нестационарных объекта, чтобы дать им права переуступки. Мы не могли понять, почему 384… Мы же сейчас не можем принять какое-то решение только по этим 384 договорам, ведь в будущем такие правила игры могут распространяться и на других предпринимателей. Председатель комиссии Любавский нам говорит, что в год это будет один-два объекта в лучшем случае. При этом в Департаменте потребительского рынка говорят, что таких нестационарных объектов может быть значительно больше. А поскольку заявленные цифры как-то странно не бьются, у депутатов появились резонные критические вопросы, — пояснила корреспонденту «Прецедента» Ирина Беспечная.
По мнению Владислава Люмина, в случае принятия поправок у крупного бизнеса появится легальная возможность массово получать объекты по всему городу исключительно с целью передачи их в субаренду.
— Строго говоря, подобное существует и сейчас, но существует нелегально, и с этим явлением можно бороться. В случае, если поправки пройдут, борьба будет бессмысленна. Появятся монополисты, к которым нужно будет ходить на поклон. И издержки, которые будет вынужден оплачивать потребитель. На мой взгляд, от поправок выиграет только так называемое «ларечное лобби», поэтому я и не поддержал их принятие, — заявил Владислав Люмин.
О рисках сделать подарок крупным игрокам говорит и депутат Ирина Беспечная.
— Есть предприниматели, у которых 15−20 нестационарных объектов, а есть те, кто арендует один-два объекта. Они, очевидно, имеют разные финансовые возможности… И когда я стала задавать вопросы предпринимателям, устраивает ли их эта ситуация, мне отвечали, что крупные игроки, у которых много нестационарных объектов, возьмут в аренду еще и нам, как небольшим предприятиям будут сдавать в субаренду. Для нас плата поднимется и нам придется повышать цены на свои товары, в таком случае она выравнивается с ценами в магазинах, и нам не на что будет выживать, — считает Ирина Беспечная.
Принимавший участие в работе комиссии Олег Хорошунов, начальник Управления художественного облика города, заявил: «Ремарка небольшая. Основной аргумент здесь звучит так: департамент имущества может продлять, а департамент инвестиций не может продлять. Так может быть, чтобы уровнять права, нужно сделать наоборот? И я Ирине Пантелеевне отвечу. Знаете, почему Вы поговорили с предпринимателями, и они против этого? Потому что предприниматели, которые в субаренду берут эти объекты, они против, а крупные сетивики, которые устанавливают много объектов, которые зачастую у нас представлены в Советах по предпринимательству, они категорически “за”. Вот и принципиальная разница».
У руководителя Департамента потребительского рынка Виталия Витухина возник еще один вопрос к председателю комиссии.
— Андрей Любавский вышел с инициативой не только по нестационарным, но и мобильным объектам, поэтому у департамента возник вопрос, какой смысл эту норму права распространять и на мобильные объекты, если договоры с предпринимателями в этом случае заключаются всего на шесть месяцев. Мы считаем, что мобильные объекты не должны иметь права переуступки, — сказал Виталий Витухин.
Депутат Александр Бурмистров, который считает целесообразным введение единообразия в форме заключаемых договоров, свою позицию по нестационарным объектам сформулировал следующим образом.
— Договоры размещения отыгрываются на ценовых торгах. Но основные затраты у предпринимателей в этой сфере — не платежи в бюджет по этим договорам, а затраты на сам объект, на благоустройство прилегающей территории, на подключение к коммуникациям. Право переуступки дает возможность при необходимости хоть как-то компенсировать затраты на сам объект, а значит увеличивает привлекательность у таких договоров и поднимает цену, которую бизнес готов заплатить за них в бюджет города Новосибирска, — пояснил Александр Бурмистров.
Депутат Сергей Бондаренко поддержал позицию председателя комиссии Андрея Любавского.
— Я считаю, что выровнять условия заключаемых договоров для всех коммерческих структур — и тех, которые заключают договоры с Департаментом имущественных и земельных отношений, и предпринимателей, заключающих договоры с Департаментом потребительского рынка — возможно. По моему мнению, это не приведет к разбалансированию ни в каких направлениях. Поэтому я считаю, что проблемы внести поправки в положение о нестационарных объектах никакой нет, — сказал Сергей Бондаренко.
Депутат Антон Картавин (признан иноагентом министерством юстиции РФ) голосовал «за» поправки в положение о нестационарных объектах.
— Изначально все были не против этих поправок. ФАС тоже рассматривала документ. Со стороны этого ведомства были некоторые ограничения. Они были учтены депутатами. Чиновники говорили, что нам это нужно. Предприниматели, пришедшие на комиссию, тоже говорили, что это нужно им. Я голосовал «за» поправки в положение о нестационарных объектах, потому что вижу в этом помощь предпринимателям. Однако из-за позиции группы депутатов, в общем-то, технический вопрос, на обсуждение которого было потрачено почти полтора часа, переносится и будет рассматриваться еще раз, — прокомментировал ситуацию депутат.
В итоге 25 апреля по результатам голосования вопрос о нестационарных объектах не собрал необходимого числа голосов. При этом, как заявил председатель комиссии Андрей Любавский, этот вопрос будет выноситься на обсуждение депутатов повторно.
Светлана ВОРОНКОВА.