Мошенники вооружились высокими технологиями и все чаще пытаются обмануть россиян с помощью дипфейков.
Что такое дипфейк?
Дипфейк (от deep learning — «глубокое обучение» и fake — «подделка») — это такой медиаконтент, созданный нейросетью на основе существующего видео, изображения или звука. Также дипфейками называют контент, полученный в результате этого синтеза.
Обычно создается образ какого-то медийного лица, который попадает в вымышленные ситуации или разговаривает не своим голосом, при этом сохраняя мимику и движения тела. Или, к примеру, нейросеть так имитирует чей-то голос, что фактически невозможно его отличить от оригинала.
В чем опасность дипфейков?
Злоумышленники активно используют дипфейки для:
выманивания у россиян конфиденциальной информации (личных данных, данных банковской карты, счетов, финансовых операций, контакты коллег
денег (к примеру, бухгалтер получает с фейкового аккаунта начальника реквизиты и голосовое сообщение с поручением перевести деньги на указанный счет).
Цель мошенников — обманным путем вынудить жертву совершить те или иные действия, для получения денежных средств. Весь расчет на авторитет звонящего и на то, что человек не заметит подвоха и выполнит все указания аферистов.
Как понять, что имеешь дело с дипфейком?
Специалисты в области кибербезопасности призывают быть бдительными и обращать внимание на мельчайшие детали, поскольку именно они помогут разоблачить обман.
Голосовые сообщения или звонки.
Обычно аудиодипфейки очень похожи на голос оригинала. Его манеру говорить и даже тембр. Но распознать нейросеть можно по интонации. Живой человек говорит непринужденно, эмоционально окрашивая свои фразы и находя индивидуальный подход к собеседнику. Сгенерированный искусственным интеллектом голос более монотонный (роботизированный). И, скорее всего, будет звучать как хорошо заученный текст.
Так, в «Лаборатории Касперского» недавно рассказали о случае, когда главный бухгалтер сразу понял, что ему звонит фейковый гендиректор: «Со мной так ласково генеральный директор не разговаривает».
Подозрение также должны вызвать:
неразборчивая речь;
неестественный акцент и манера речи;
фоновые шумы (их полное отсутствие или, наоборот, странные звуки);
случаи, когда говорящий пропускает мимо ушей дополнительные вопросы и не дает конкретных ответов.
Отличным примером к последнему пункту стала история, случившаяся в этом году с одним из руководителей итальянской компании Ferrari. Чтобы войти в доверие и заставить перевести на их счет крупную сумму, мошенники позвонили топ-менеджеру от лица главы компании. Он почти им поверил, но услышал едва различимые механические нотки в голосе звонящего и решил его идентифицировать. Для этого он попросил назвать книгу, которую начальник порекомендовал ему почитать на досуге. После этого вопроса звонок сразу оборвался.
Видео.
Распознать подделку от реального видео можно, если обращать внимание на следующие «маячки»:
неестественная интонация речи;
движение губ и речь говорящего не синхронизированы;
человек на видео редко моргает и делает нетипичные для него (или для ситуации) движения;
видны искажения на границах силуэта человека и заднего фона;
есть ли тени от говорящего и предметов на заднем плане;
низкое качество видео.
Фото.
Что касается сгенерированных изображений, то специалисты также обращают внимание на качество фото. Оно обычно не очень четкое. Обратите внимание на все элементы картинки, есть ли там тени, искажения и другие проблемы в контексте темы.
Источники:
https://www.kaspersky.ru.
https://t.me.
https://t.me.