Эксперт: после повышения утилизационного сбора хабаровчане станут реже покупать автомобили

С 1 октября утильсбор вырастет более чем на 70%

Источник: Willian Cittadin/CC0

Ежегодно в России производится более полумиллиона автомобилей. Еще столько же, если не больше, импортируется в нашу страну со всех уголков мира. По статистике «Автостата», в начале 2024 года в РФ насчитывалось более 45 миллионов автомобилей, из которых более двух с половиной миллионов — на Дальнем Востоке. Неудивительно поэтому, что федеральные власти всерьез озабочены проблемой утилизации вышедшего в расход автотранспорта.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление правительства, в соответствии с которым с 1 октября резко повышается утилизационный сбор на автомобили. В документе также прописана ежегодная индексация сбора вплоть до 2030 года. С начала следующего месяца ставки утилизационного сбора будут повышены на 70−85% (в зависимости от типа техники), затем 1 января каждого года их будут индексировать на 10−20%.

Как отмечает Марина Ковалева кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и цифровых технологий Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС при Президенте РФ, председатель общественного совета Комитета государственного финансового контроля правительства Хабаровского края, эта мера касается легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, а также автобусов, прицепов и полуприцепов, некоторых видов дорожно-строительной техники.

— Как известно, в России утилизационный сбор за автомобили физические и юридические лица обязаны осуществлять с 2012 года. Это — единоразовый платеж, который взимают за переработку легковых и грузовых машин, а также другого транспорта после его эксплуатации, — рассказывает эксперт. — Оплачивая его один раз, это может выполнить российский производитель, импортер или покупатель. Правила расчета и ставки неоднократно пересматривали. Как показывают статистические источники, к началу 2022 года более 90% всех продаваемых в России автомобилей выпускали внутри страны. Однако с 2023 года машины начали ввозить по параллельному импорту. Физлица и компании покупали транспорт в странах ЕАЭС (Беларуси, Киргизии, Казахстане, Армении). При этом таможенные платежи рассчитывались по местным ставкам, которые были существенно ниже, чем в России, а затем ввозили в РФ. Разумеется, через некоторое время указанные процессы негативно отразились на продажах официальных дилеров. И как следствие, Правительство Российской Федерации незамедлительно отреагировало на серые схемы и обязало тех, кто ввозит транспорт в Россию для перепродажи, оплатить в рамках утилизационного сбора все недоплаченные в результате низких таможенных ставок в странах Союза платежи.

У наших автолюбителей, наиболее популярен сегмент новых легковых машин с двигателем объемом 1 — 2 литра, а это большинство китайских авто. Сейчас размер утильсбора на них составляет 306 000 рублей. Планируется, что в октябре он составит 556 000, а с 1 января — 667 000. При ежегодной индексации утилизационный сбор к 2030 году может вырасти в 4 раза.

Пересмотр ставки утильсбора не коснется физических лиц, которые привезут в Россию машину с объемом двигателя до трех литров для личного пользования. Если она выпущена менее трех лет назад, нужно будет заплатить 3400 рублей. Для автомобилей старше этого возраста сбор составит 5200 рублей. Но если покупатель решит в течение года ввести больше одной машины, то на вторую и все последующие будет действовать полная ставка.

— Индексация касается только тех машин, которые ввозятся юрлицами или для последующей перепродажи. Соответственно, деятельность, занимающихся перепродажей автомобилей, будет значительно осложнена. Останутся прежними льготные коэффициенты для физлиц, ввозящих автомобили с двигателем объемом до 3,0 л для личного пользования, — подчеркивает Марина Ковалева.

Для покупателей, которые приобретают машины, ввезенные по серым схемам, первоначальная экономия может закончиться дополнительными финансовыми проблемами. Ведь перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают конечных потребителей дальнейшим гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. Новое повышение утильсбора — очередной шаг по поддержке локального производства. Кроме того, часть средств по-прежнему планируют направлять на программу льготного автокредитования.

Следует согласиться с мнением представителей Минпромторга о том, что существенное повышение утилизационного сбора будет способствовать российским компаниям в многократном увеличении продаж своих авто, а иностранным ― влиять на эффективное инвестирование в местное производство. Если при этом обеспечить достаточный уровень локализации, то автоконцерны получают его обратно. Однако есть и негативная сторона у индексации утилизационного сбора. Введение подобной меры будет способствовать росту инфляции, которую сейчас с большим трудом удается сдерживать. Остается спорным вопрос: а принесет ли это большие выгоды автопрому? Ведь как следствие, подорожавшие в цене автомобили приведут к увеличению цен на услуги такси, издержки служб доставки и грузоперевозчиков. Можно не сомневаться, что в конечном результате и в совокупности это негативно отразится на стоимости всех товаров, входящих в потребительскую корзину. И конечно, отрицательно повлияет на изменение уровня благосостояния и качество жизни граждан нашей страны.

А существенное повышение цен на автомобили приведет к сокращению числа россиян, которые смогут позволить себе их покупку, особенно в настоящих нестабильных условиях развития экономики. Как отмечалось экспертами, в 2014 году примерно треть граждан могли позволить себе приобрести новый автомобиль. По состоянию на 2023 год таких граждан насчитывалось около 14−15%. С учетом увеличения утилизационного сбора и роста инфляции, прогнозируется, что к 2030 году это число упадет до 5%. Безусловно, рост цен коснется не только новых машин, но и рынка подержанных транспортных средств.

Например, с учетом предстоящего повышения, утилизационный сбор для легковых автомобилей с объемом двигателя от одного до двух литров составит около 550 тысяч рублей, тогда как сейчас эта сумма составляет 300 тысяч рублей.

Для многих дальневосточников такая надбавка сделает покупку иностранных автомобилей невыгодной. Очевидно, что к 2030 году утилизационный сбор может в значительной степени превысить стартовую стоимость некоторых престижных моделей. Заниматься перегоном автомобилей на Дальнем Востоке России в подобных условиях станет весьма невыгодно.

В Хабаровском крае и в Приморском крае жители заинтересованы в продаже подержанных машин. Помимо прямой экономии сегодня на утилизационном сборе, покупка автомобиля в сентябре позволит избежать дополнительных расходов на кредитование, которые неизбежно возрастут в связи с увеличением начальной стоимости автомобилей. Действительно, с каждым годом стоимость утилизационного сбора будет только расти, что сделает покупку нового автомобиля ещё менее доступной для большинства потребителей.

Для экономики Дальнего Востока важным является рост показателей товарооборота Японии и России в августе 2024 года на 23,8% по сравнению с августом 2023 года, до 105,59 млрд иен ($743 млн по текущему курсу). Поставки из Японии в Россию выросли на 17,9%, до отметки в 27,4 млрд иен ($192,9 млн), в обратно направлении — на 26%, до 78,1 млрд иен ($550 млн). Главными категориями в товарообороте являются японские автомобили (порядка 60% от всего экспорта из Японии и Россию). Это первое увеличение товарооборота между Японией и Россией с августа 2022 года. Япония в августе 2024 года нарастила экспорт легковых автомобилей в Россию на 25,6% по сравнению с августом прошлого года. Также вырос экспорт в РФ запчастей и комплектующих для транспортных средств — на 19,8%. Автомобили японских производителей остаются в предпочтении у покупателей — дальневосточников по многим известным причинам.

Насыщение рынка автомобилями позволяет развиваться сопутствующим отраслям экономики и нововведения с утилизационным сбором будут этому способствовать в перспективе.