О проблемном лифтовом хозяйстве страны «АиФ» писал не раз. Новая глава этой истории: у 70 тыс. лифтов (из тех 600 тыс., что есть в России) в конце года истекает срок службы. По закону отработавшие своё подъёмные устройства должны отключить. Выходит, нам придётся штурмовать лестничные пролёты для того, чтобы попасть домой?
Ситуацию оценивает председатель правления Союза жилищных организаций, член комитета по ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин.
— В целом она критическая. Дело в том, что в своё время Россия сама настояла на внесении в регламент Таможенного союза требования о предельном сроке эксплуатации лифта в 25 лет. В соответствии с этим положением у нас теперь, начиная с 2025 года, ежегодно должно выбывать по 70 тыс. лифтов. А к массовой замене мы совершенно не готовы. Нет ни денег на такое дорогостоящее мероприятие, ни новых кабин.
Проблема нарисовалась не сейчас. О ней говорили давно, но никто ничего не делал. Это твёрдая двойка тем, кто отвечает за отрасль.
Скрипит и трясётся.
Евгений Никтовенко, «Аиф»: Если следовать регламенту, в конце года под бой курантов часть лифтов должны остановить. Это вероятный сценарий?
Константин Крохин: Вряд ли это произойдёт. Скорее всего, Ростехнадзор волевым решением продлит срок службы всех подъёмников, подлежащих замене. Надёжности лифтам это, впрочем, не прибавит.
— Как часто должны проверять исправность наших лифтов?
— По регламенту освидетельствование состояния лифтов проводится ежегодно. Но по факту законы часто не исполняют, отчасти из-за того, что в проверяющих компаниях острый дефицит квалифицированных специалистов. Кроме того, во многих регионах на этом рынке доминируют монополисты, что также не способствует наведению порядка.
Никто не заинтересован в отключении лифтов и недовольстве граждан. Все требуют от проверяющих и ремонтных компаний немедленно включить подъёмники, что они и делают. Людям же останется лишь рассчитывать на то, что лично их опасность минует.
— А как я могу понять, что в кабине притаилась опасность?
— В каждой кабине есть табличка, в которой указываются грузоподъёмность, производитель и год выпуска, к которому достаточно прибавить максимально разрешённый срок эксплуатации — 25 лет. Так вы и узнаете, выработал ли лифт свой ресурс или ещё нет.
Если же кабина «скрипит, визжит, трясётся» — это верные признаки плохого обслуживания и скорой поломки. Тут для собственной безопасности нужно обратиться в обслуживающую организацию (её телефоны есть на всё той же табличке) и сообщить о проблеме в управляющую компанию. Если реакции не будет, можно обратиться в жилищную инспекцию и, в самом крайнем случае, в прокуратуру. Надзорные ведомства знают о плачевном положении дел в лифтовом хозяйстве, поэтому реагируют на жалобы граждан быстро и адекватно.
Где найти 26 миллиардов?
— Сколько нужно денег на решение первоочередных проблем в нашем лифтовом хозяйстве?
— В Госдуме озвучивали цифру в 26 млрд рублей. Это примерно адекватная оценка.
— Где можно найти эти деньги?
— Смотрите, в составе платёжек за услуги ЖКХ есть взносы на капремонт. Мы все их платим уже десятилетиями. Если накопившиеся средства не переводить в «общий котёл», часть проблем с лифтами можно будет решить.
— Есть какое-то системное решение, чтобы обходиться без авралов каждый год?
— Конечно. Нужно сократить случаи неэффективного использования средств и прямого воровства. Только эта мера даст экономию до 30% по всей системе капремонта. Кроме того, необходимо создать отдельное министерство или агентство ЖКХ, как это и было во времена СССР. Пока же наша «коммуналка», по сути, ходит в падчерицах у мачехи-стройки в Минстрое.
— С началом санкций застройщики стали искать замену европейским лифтам у российских компаний. Удалось импортозаместиться?
— Свои производители лифтов у нас есть. Другое дело, что доля иностранных комплектующих в их продукции — от 30 до 70%. Ранее узлы и агрегаты закупали у западных компаний, теперь их заменили китайские и корейские. Сейчас мы зависим уже от них.
— Мы ракеты в космос запускаем, неужели с комплектующими для лифтов не можем справиться?
— Раньше могли, сейчас — нет. Долгое время «эффективные» менеджеры фактически разваливали отрасль — считалось, что выгоднее купить за рубежом готовую продукцию, чем развивать собственное лифтостроение. В результате утеряны компетенции, опыт, практически нет нужных кадров.
Полезен ли подъём по лестнице.
— Для здорового человека подъём по лестнице — отличная кардиотренировка, которая увеличивает частоту сердечных сокращений, глубину дыхания, повышает выносливость, активизирует обмен веществ, укрепляет мышцы, суставы и помогает похудеть, — говорит врач-эндокринолог, специалист по спортивной медицине Алексей Калинчев. — Существует даже тренажёр, который имитирует подъём по ступенькам. Впрочем, использовать лестницу в качестве тренировки лучше для профилактики. Преодолеть большое количество этажей пожилым и тем, у кого есть болезни сердца, опорно-двигательного аппарата, заболевания, тромбофлебит
Норм — при каких заболеваниях сколько ступенек нужно пройти — не существует. Надо ориентироваться на самочувствие. Не должно быть боли за грудиной, затруднённого дыхания, внезапной слабости. Также нужно учитывать, что спуск по лестнице — более трудная задача, чем подъём, особенно для суставов, коленей и менисков.