Недвижение вверх. У каждого 10-го лифта страны истекает срок службы

О проблемном лифтовом хозяйстве страны «АиФ» писал не раз. Новая глава этой истории: у 70 тыс. лифтов (из тех 600 тыс., что есть в России) в конце года истекает срок службы.

О проблемном лифтовом хозяйстве страны «АиФ» писал не раз. Новая глава этой истории: у 70 тыс. лифтов (из тех 600 тыс., что есть в России) в конце года истекает срок службы. По закону отработавшие своё подъёмные устройства должны отключить. Выходит, нам придётся штурмовать лест­ничные пролёты для того, чтобы попасть домой?

Ситуацию оценивает председатель правления Союза жилищных организаций, член комитета по ЖКХ ТПП РФ Константин Крохин.

— В целом она критическая. Дело в том, что в своё время Россия сама настояла на внесении в регламент Таможенного союза требования о предельном сроке эксплуатации лифта в 25 лет. В соответствии с этим положением у нас теперь, начиная с 2025 года, ежегодно должно выбывать по 70 тыс. лифтов. А к массовой замене мы совершенно не готовы. Нет ни денег на такое дорогостоящее мероприятие, ни новых кабин.

Проблема нарисовалась не сейчас. О ней говорили давно, но никто ничего не делал. Это твёрдая двойка тем, кто отвечает за отрасль.

Скрипит и трясётся.

Евгений Никтовенко, «Аиф»: Если следовать регламенту, в конце года под бой курантов часть лифтов должны остановить. Это вероятный сценарий?

Константин Крохин: Вряд ли это произойдёт. Скорее всего, Ростехнадзор волевым решением продлит срок службы всех подъёмников, подлежащих замене. Надёжности лифтам это, впрочем, не прибавит.

— Как часто должны проверять исправность наших лифтов?

— По регламенту освидетельствование состояния лифтов проводится ежегодно. Но по факту законы часто не исполняют, отчасти из-за того, что в проверяющих компаниях острый дефицит квалифицированных специалистов. Кроме того, во многих регионах на этом рынке доминируют монополисты, что также не способствует наведению порядка.

Никто не заинтересован в отключении лифтов и недовольстве граждан. Все требуют от проверяющих и ремонтных компаний немедленно включить подъёмники, что они и делают. Людям же останется лишь рассчитывать на то, что лично их опасность минует.

— А как я могу понять, что в кабине притаилась опасность?

— В каждой кабине есть табличка, в которой указываются грузоподъёмность, производитель и год выпуска, к которому достаточно прибавить максимально разрешённый срок эксплуатации — 25 лет. Так вы и узнаете, выработал ли лифт свой ресурс или ещё нет.

Если же кабина «скрипит, визжит, трясётся» — это верные признаки плохого обслуживания и скорой поломки. Тут для собственной безопасности нужно обратиться в обслуживающую организацию (её телефоны есть на всё той же табличке) и сообщить о проблеме в управляющую компанию. Если реакции не будет, можно обратиться в жилищную инспекцию и, в самом крайнем случае, в прокуратуру. Надзорные ведомства знают о плачевном положении дел в лифтовом хозяйстве, поэтому реагируют на жалобы граждан быстро и адекватно.

Где найти 26 миллиардов?

— Сколько нужно денег на решение первоочередных проблем в нашем лифтовом хозяйстве?

— В Госдуме озвучивали цифру в 26 млрд рублей. Это примерно адекватная оценка.

— Где можно найти эти деньги?

— Смотрите, в составе платёжек за услуги ЖКХ есть взносы на капремонт. Мы все их платим уже десятилетиями. Если накопившиеся средства не переводить в «общий котёл», часть проблем с лифтами можно будет решить.

— Есть какое-то системное решение, чтобы обходиться без авралов каждый год?

— Конечно. Нужно сократить случаи неэффективного использования средств и прямого воровства. Только эта мера даст экономию до 30% по всей системе капремонта. Кроме того, необходимо создать отдельное министерст­во или агентство ЖКХ, как это и было во времена СССР. Пока же наша «коммуналка», по сути, ходит в падчерицах у мачехи-стройки в Минстрое.

— С началом санкций застройщики стали искать замену европейским лифтам у российских компаний. Удалось импортозаместиться?

— Свои производители лифтов у нас есть. Другое дело, что доля иностранных комплектующих в их продукции — от 30 до 70%. Ранее узлы и агрегаты закупали у западных компаний, теперь их заменили китайские и корейские. Сейчас мы зависим уже от них.

— Мы ракеты в космос запускаем, неужели с комплектующими для лифтов не можем справиться?

— Раньше могли, сейчас — нет. Долгое время «эффективные» менеджеры фактически разваливали отрасль — считалось, что выгоднее купить за рубежом готовую продукцию, чем развивать собственное лифтостроение. В результате утеряны компетенции, опыт, практически нет нужных кадров.

Полезен ли подъём по лестнице.

— Для здорового человека подъём по лестнице — отличная кардиотренировка, которая увеличивает частоту сердечных сокращений, глубину дыхания, повышает выносливость, активизирует обмен веществ, укрепляет мышцы, суставы и помогает похудеть, — говорит врач-эндо­кринолог, специалист по спортивной медицине Алексей Калинчев. — Существует даже тренажёр, который имитирует подъём по ступенькам. Впрочем, использовать лестницу в качестве тренировки лучше для профилактики. Преодолеть большое количество этажей пожилым и тем, у кого есть болезни сердца, опорно-двигательного аппарата, заболевания, тромбофлебит и т. д., часто не под силу, особенно по несколько раз в день.

Норм — при каких заболеваниях сколько ступенек нужно пройти — не существует. Надо ориентироваться на самочувствие. Не должно быть боли за грудиной, затруднённого дыхания, внезапной слабости. Также нужно учитывать, что спуск по лестнице — более трудная задача, чем подъём, особенно для суставов, коленей и менисков.