23 октября исполнилось три года, как ушел режиссер Александр Рогожкин. Он снял народную комедию «Особенности национальной охоты», запустил культовые сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила», а также был автором пронзительной военной драмы «Кукушка». Рогожкин родом из Ленинграда, но учился в Москве: был одним из последних учеников великого Сергея Герасимова. Карьеру в кино он начал с жестких перестроечных фильмов, которые гремели на западных кинофестивалях.
— Он всегда был режиссером не для всех, его фильмы показывались в ночи для «шибко умных» зрителей, — рассказал SPB.KP.RU актер и друг режиссера Виктор Бычков. — С Сашей мы были знакомы с 1984 года, когда он снимал свой первый полнометражный фильм «Ради нескольких строчек». Тогда он подошел ко мне и, сделав любимое «кх-кх», сказал: «Витя, у меня есть роль немецкого егеря, ты должен сыграть злое лицо войны». Я сразу побежал домой читать историю «про злое лицо», где, естественно, у меня главная роль и где я, весь в шрамах, расскажу о войне все! Но меня ждал сюрприз: у героя, немецкого паренька, не было ни слова, только в самом финале он спрашивал: «Нет ли у вас закурить?» Через десять лет он снова предложил мне роль егеря — теперь уже Кузьмича.
«Особенности национальной охоты» ушли в народ. Фото: кадр из фильма.
ФИЛЬМ ОБ ОХОТЕ ПИРАТЫ СКОПИРОВАЛИ ЗА ДВА ЧАСА.
«Особенности национальной охоты» в каком-то смысле — больной ребенок, который получился не совсем таким, как задумывал родитель.
— Помню, как Леша Булдаков на премьере толкает меня локтем и спрашивает: «Витя, почему они смеются?» — вспоминает Виктор Бычков.
Он уверен, что успех «Особенностей» — дело случая. Картина могла пройти незамеченной на фестивале «Кинотавр», куда ее привезли для премьеры.
— В день показа для ВИП-персон объявили рыбалку на яхтах. Разве от нее кто-то откажется? — вспоминает актер. — Фильм поставили на три часа дня, когда по традиции после обеда все идут на пляж. Кино смотрят только члены жюри, а эта комедия требует зрителя. Но Бог есть: пошел сильный дождь, и все вместо пляжа пришли к нам. После просмотра люди часа полтора не расходились. Вечером ВИП-персоны вернулись с рыбалки и не понимали, почему все вокруг говорят: «Ну, за искусство!», «Ну вы, блин, даете!», «Семенов, водку пить будешь?» Мы мгновенно стали знаменитыми, а фильм с фестиваля сразу исчез — его кто-то выкрал, и пленку два часа не могли найти. С «Ленфильма» привезли на показ единственную копию. После фестиваля прилетаю в Петербург, а таксист мне кассету с нашим же фильмом предлагает и нахваливает. Если бы с каждой пиратской кассеты я получал рубль, то давно бы стал долларовым миллионером.
Успех фильма пришелся на очередные реформы. Актеры вспоминают, что полученный гонорар так быстро обесценился, что на эти деньги можно было разве что в ресторан сходить.
Виктор Бычков дружил с Рогожкиным с 1984-го. Фото: предоставлено Виктором Бычковым.
«БЛОКПОСТ» И «КУКУШКА» ПРОЛЕТЕЛИ МИМО «ОСКАРА».
В начале нулевых Рогожкин был на пике творческих сил. Ему прочили главную мировую кинонаграду, но оба раза он даже не попал в заявку. Ленту «Блокпост» о войне в Чечне подвинул «Молох» Александра Сокурова. Судьбу номинации решил всего один голос. В следующий раз к «Оскару» готовили «Кукушку», но возник «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Для этой картины даже организовали формальный семидневный прокат, чтобы она соответствовала всем требованиям. Стоит ли говорить, что обе выдвинутые на «Оскар» ленты в итоге ничего не получили?
Рогожкин не протестовал и не скандалил. Это вообще было не в его характере.
— Он никогда не ругался матом и не выходил из себя, — вспоминает Виктор Бычков.
После успеха «Кукушки» Рогожкин снял сериал о самом себе — «Своя чужая жизнь». Там он жестко показал свои отношения с продюсерами и приоткрыл многое о внутренней кухне большого художника. Однако проект успеха не имел, а просить денег на свои новые задумки Рогожкин не хотел. Писал в стол.
— Парадокс: Рогожкин и актеры «Особенностей» не нажили богатства на успешных проектах, он написал и снял «Особенности», стоял у истоков «Улицы разбитых фонарей» и «Убойной силы» и еле-еле сводил концы с концами, — говорит друг режиссера Виктор Бычков. — Помню, как я сунул ему в карман смокинга сто долларов на какой-то премии, он сопротивлялся, а потом его жена Юля благодарила меня — они нашли эту купюру, когда в доме было шаром покати. Заработали на народных хитах те, кто продавал кассеты и диски. Знаю, что первые «Особенности» несколько лет «кормили» всю студию «Ленфильм».
На могиле режиссера установлено необычное надгробие. Фото: предоставлено Виктором Бычковым.
МЕДЛЕННО УГАС ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ С ЖЕНОЙ.
Александр Рогожкин исчез лет за десять до своей смерти. Перестал снимать и полностью отказался от интервью и кинофестивалей, которые и до этого старался обходить стороной. Все дело в личной трагедии: в 2011 году добровольно ушла из жизни его жена Юлия Румянцева, с которой они вместе трудились на «Ленфильме».
— Юля была интеллектуалка, читала свободно книги на английском и была значительно моложе Саши, — вспоминает Бычков. — Поначалу брак был очень счастливый. Они были коллегами, соратниками. Она была монтажером, это довольно элитарная профессия. Потом она окончила продюсерский и пыталась реализоваться в этом. Детей у них не было. У Саши есть сын от первого брака Константин, Юля же не стала мамой. Сознательно или нет — мы никогда это не обсуждали. После ее ухода из жизни было много статей о том, что она лечилась от бесплодия, но я об этом не знаю… Как-то после трагедии Рогожкин рассказывал мне, что она несколько лет выискивала у себя болезни, бесконечно обследовалась, искала рак. Врачи ничего не находили и отправляли ее восвояси. Он не досмотрел за ней, Юля спросила, как выгладит и уехала на другой конец города… А он не мог себя простить. За 10 лет самоизоляции в квартире он «вызвал» у себя рак и ушел…
КОНКРЕТНО.
Что осталось из неопубликованного?
Недавно в прокат вышел фильм «Особенности национальной больницы». Его сняли по одному из последних сценариев Рогожкина, но к оригинальному фильму он отношения не имел. Рогожкин планировал назвать картину «Волонтер». Много ли осталось материала в столе режиссера?
— У меня лежит пара его сценариев. Философская притча из каменного века «Слово» и комедия о том, как современные парни попадают в Древнюю Русь и «изобретают футбол», — говорит Виктор Бычков. — Но после выхода фильма «Волонтер» под названием «Особенности национальной больницы», боюсь, и другие сценарии Рогожкина постигнет та же участь. Саша всегда говорил, что, если замысел удается хотя бы на тридцать процентов, это уже победа. Думаю, ему там, «на небушке», в любом случае приятно, что мы любим и помним его.
Виктора Бычкова узнала вся Россия после роли Кузьмича у Рогожкина. Фото: vk.com/viktorbychkov.
СКАЗАНО!
— Я с женой написал к моему юбилею книгу «РассКузики, или Особенности национального артиста», первый тираж выйдет как раз к началу ноября. Книгу я посвятил трем очень дорогим мне людям: другу и учителю Александру Владимировичу Рогожкину, моей маме Раисе Андреевне Бычковой и доброму мудрому другу Леониду Михайловичу Одесскому.