«Еле сводил концы с концами и писал в стол»: Почему режиссер «Особенностей национальной охоты» не стал суперзвездой и закрылся от всех перед смертью

Режиссер «Особенностей национальной охоты» Александр Рогожкин оставил после смерти несколько сценариев.

23 октября исполнилось три года, как ушел режиссер Александр Рогожкин. Он снял народную комедию «Особенности национальной охоты», запустил культовые сериалы «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила», а также был автором пронзительной военной драмы «Кукушка». Рогожкин родом из Ленинграда, но учился в Москве: был одним из последних учеников великого Сергея Герасимова. Карьеру в кино он начал с жестких перестроечных фильмов, которые гремели на западных кинофестивалях.

— Он всегда был режиссером не для всех, его фильмы показывались в ночи для «шибко умных» зрителей, — рассказал SPB.KP.RU актер и друг режиссера Виктор Бычков. — С Сашей мы были знакомы с 1984 года, когда он снимал свой первый полнометражный фильм «Ради нескольких строчек». Тогда он подошел ко мне и, сделав любимое «кх-кх», сказал: «Витя, у меня есть роль немецкого егеря, ты должен сыграть злое лицо войны». Я сразу побежал домой читать историю «про злое лицо», где, естественно, у меня главная роль и где я, весь в шрамах, расскажу о войне все! Но меня ждал сюрприз: у героя, немецкого паренька, не было ни слова, только в самом финале он спрашивал: «Нет ли у вас закурить?» Через десять лет он снова предложил мне роль егеря — теперь уже Кузьмича.

«Особенности национальной охоты» ушли в народ. Фото: кадр из фильма.

ФИЛЬМ ОБ ОХОТЕ ПИРАТЫ СКОПИРОВАЛИ ЗА ДВА ЧАСА.

«Особенности национальной охоты» в каком-то смысле — больной ребенок, который получился не совсем таким, как задумывал родитель.

— Помню, как Леша Булдаков на премьере толкает меня локтем и спрашивает: «Витя, почему они смеются?» — вспоминает Виктор Бычков.

Он уверен, что успех «Особенностей» — дело случая. Картина могла пройти незамеченной на фестивале «Кинотавр», куда ее привезли для премьеры.

— В день показа для ВИП-персон объявили рыбалку на яхтах. Разве от нее кто-то откажется? — вспоминает актер. — Фильм поставили на три часа дня, когда по традиции после обеда все идут на пляж. Кино смотрят только члены жюри, а эта комедия требует зрителя. Но Бог есть: пошел сильный дождь, и все вместо пляжа пришли к нам. После просмотра люди часа полтора не расходились. Вечером ВИП-персоны вернулись с рыбалки и не понимали, почему все вокруг говорят: «Ну, за искусство!», «Ну вы, блин, даете!», «Семенов, водку пить будешь?» Мы мгновенно стали знаменитыми, а фильм с фестиваля сразу исчез — его кто-то выкрал, и пленку два часа не могли найти. С «Ленфильма» привезли на показ единственную копию. После фестиваля прилетаю в Петербург, а таксист мне кассету с нашим же фильмом предлагает и нахваливает. Если бы с каждой пиратской кассеты я получал рубль, то давно бы стал долларовым миллионером.

Успех фильма пришелся на очередные реформы. Актеры вспоминают, что полученный гонорар так быстро обесценился, что на эти деньги можно было разве что в ресторан сходить.

Виктор Бычков дружил с Рогожкиным с 1984-го. Фото: предоставлено Виктором Бычковым.

«БЛОКПОСТ» И «КУКУШКА» ПРОЛЕТЕЛИ МИМО «ОСКАРА».

В начале нулевых Рогожкин был на пике творческих сил. Ему прочили главную мировую кинонаграду, но оба раза он даже не попал в заявку. Ленту «Блокпост» о войне в Чечне подвинул «Молох» Александра Сокурова. Судьбу номинации решил всего один голос. В следующий раз к «Оскару» готовили «Кукушку», но возник «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Для этой картины даже организовали формальный семидневный прокат, чтобы она соответствовала всем требованиям. Стоит ли говорить, что обе выдвинутые на «Оскар» ленты в итоге ничего не получили?

Рогожкин не протестовал и не скандалил. Это вообще было не в его характере.

— Он никогда не ругался матом и не выходил из себя, — вспоминает Виктор Бычков.

После успеха «Кукушки» Рогожкин снял сериал о самом себе — «Своя чужая жизнь». Там он жестко показал свои отношения с продюсерами и приоткрыл многое о внутренней кухне большого художника. Однако проект успеха не имел, а просить денег на свои новые задумки Рогожкин не хотел. Писал в стол.

— Парадокс: Рогожкин и актеры «Особенностей» не нажили богатства на успешных проектах, он написал и снял «Особенности», стоял у истоков «Улицы разбитых фонарей» и «Убойной силы» и еле-еле сводил концы с концами, — говорит друг режиссера Виктор Бычков. — Помню, как я сунул ему в карман смокинга сто долларов на какой-то премии, он сопротивлялся, а потом его жена Юля благодарила меня — они нашли эту купюру, когда в доме было шаром покати. Заработали на народных хитах те, кто продавал кассеты и диски. Знаю, что первые «Особенности» несколько лет «кормили» всю студию «Ленфильм».

На могиле режиссера установлено необычное надгробие. Фото: предоставлено Виктором Бычковым.

МЕДЛЕННО УГАС ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ С ЖЕНОЙ.

Александр Рогожкин исчез лет за десять до своей смерти. Перестал снимать и полностью отказался от интервью и кинофестивалей, которые и до этого старался обходить стороной. Все дело в личной трагедии: в 2011 году добровольно ушла из жизни его жена Юлия Румянцева, с которой они вместе трудились на «Ленфильме».

— Юля была интеллектуалка, читала свободно книги на английском и была значительно моложе Саши, — вспоминает Бычков. — Поначалу брак был очень счастливый. Они были коллегами, соратниками. Она была монтажером, это довольно элитарная профессия. Потом она окончила продюсерский и пыталась реализоваться в этом. Детей у них не было. У Саши есть сын от первого брака Константин, Юля же не стала мамой. Сознательно или нет — мы никогда это не обсуждали. После ее ухода из жизни было много статей о том, что она лечилась от бесплодия, но я об этом не знаю… Как-то после трагедии Рогожкин рассказывал мне, что она несколько лет выискивала у себя болезни, бесконечно обследовалась, искала рак. Врачи ничего не находили и отправляли ее восвояси. Он не досмотрел за ней, Юля спросила, как выгладит и уехала на другой конец города… А он не мог себя простить. За 10 лет самоизоляции в квартире он «вызвал» у себя рак и ушел…

КОНКРЕТНО.

Что осталось из неопубликованного?

Недавно в прокат вышел фильм «Особенности национальной больницы». Его сняли по одному из последних сценариев Рогожкина, но к оригинальному фильму он отношения не имел. Рогожкин планировал назвать картину «Волонтер». Много ли осталось материала в столе режиссера?

— У меня лежит пара его сценариев. Философская притча из каменного века «Слово» и комедия о том, как современные парни попадают в Древнюю Русь и «изобретают футбол», — говорит Виктор Бычков. — Но после выхода фильма «Волонтер» под названием «Особенности национальной больницы», боюсь, и другие сценарии Рогожкина постигнет та же участь. Саша всегда говорил, что, если замысел удается хотя бы на тридцать процентов, это уже победа. Думаю, ему там, «на небушке», в любом случае приятно, что мы любим и помним его.

Виктора Бычкова узнала вся Россия после роли Кузьмича у Рогожкина. Фото: vk.com/viktorbychkov.

СКАЗАНО!

— Я с женой написал к моему юбилею книгу «РассКузики, или Особенности национального артиста», первый тираж выйдет как раз к началу ноября. Книгу я посвятил трем очень дорогим мне людям: другу и учителю Александру Владимировичу Рогожкину, моей маме Раисе Андреевне Бычковой и доброму мудрому другу Леониду Михайловичу Одесскому.