Что делать россиянам с путевками и авиабилетами

Культура отмены отпуска.

9 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Российским самолетам больше не доступно небо Европы
  2. 2.
    Что произошло
  3. 3.
    Как долго будут действовать ограничения
  4. 4.
    Что делать с перелетами
  5. 5.
    Мнение эксперта
  1. 6.
    Порядок действий
  2. 7.
    Какими могут быть основания
  3. 8.
    Туры под вопросом
  4. 9.
    Порядок действий
Развернуть
1

Российским самолетам больше не доступно небо Европы

Жесткие санкции против Москвы ввели почти все страны региона. Аналогичное решение приняли Канада и США. Все это привело к отмене рейсов на европейских и североамериканских направлениях. Под ударом оказались и полеты на популярные курорты — в Мексику, Доминикану и на Кубу. Страдают и другие направления — уже из-за проблем с «санкционным» лизингом самолетов.

Немало россиян остались с купленными авиабилетами и путевками на руках, не зная, удастся ли им отправиться в путешествие в ближайшем будущем. Особенно переживают те, кто планировал туристическую поездку уже весной 2022 года.

Авиакомпании тем временем ситуацию особо не проясняют и отменяют рейсы только на ближайшие даты.

«Секрет» выяснил, как лучше поступить с авиабилетами и путевками.
2

Что произошло

Страны Европы начали по очереди закрывать небо для российских самолетов с 24 февраля — в этот день президент России Владимир Путин объявил о начале специальной операции на Украине. За вводом войск последовали многочисленные санкции со стороны Запада. В их число вошли и запреты на использование воздушного пространства.

Первой такое решение приняла Великобритания, которая ввела и персональные санкции против «Аэрофлота». За ней последовали Болгария, Польша и Чехия, при этом они «Аэрофлотом» не ограничились и закрыли свое воздушное пространство для всех российских самолетов. Вскоре к ним начали присоединяться и другие страны.

Все 27 стран Евросоюза объявили о запрете на полеты 27 февраля.

Позже к санкциям присоединилась даже традиционно нейтральная Швейцария, и в результате к 1 марта об ограничениях не сообщила только одна европейская страна — Сербия. Но попасть туда российским самолетам теперь технически невозможно из-за окружающих ее государств — у Сербии нет выхода к морю и нейтральным водам.

Вслед за европейскими рейсами настал черед трансатлантических перелетов. Авиакомпании стали массово отменять рейсы в США (еще до того, как страна тоже закрыла небо для российских самолетов), Мексику, Доминикану, Венесуэлу и на Кубу.

Причиной стало не только закрытое воздушное пространство Европы и Канады, но и проблемы с лизингом — Евросоюз обязал компании разорвать контракты с российскими перевозчиками.

Самолеты уже задерживали за рубежом — например, борт Nordwind в Мексике и «Победы» в Турции. Поэтому рейсы в Северную, Центральную и Южную Америку становятся непредсказуемыми с точки зрения лизинга, технически сложными и баснословно дорогими.

3

Как долго будут действовать ограничения

Важно понимать, что европейские страны и Канада не запретили россиянам въезд — в этом отношении действуют только прежние коронавирусные ограничения (ушедшие на второй план на фоне событий на Украине).

Попасть в ту же Венгрию или, к примеру, Грецию по-прежнему можно, но маршрут, очевидно, станет сложнее — придется выбирать рейсы (в том числе зарубежных авиакомпаний) с пересадками в странах, которые не стали вводить санкции против России.

Насколько продолжительными окажутся ограничения на полеты, пока не знает никто — ситуация на Украине меняется ежечасно, как и решения политиков.

Поэтому сейчас авиакомпании осторожничают и отменяют только ближайшие рейсы на горизонте менее месяца. К примеру, «Победа» и S7 объявила об отмене европейских рейсов до 26 марта.

Часть международных рейсов отменили на период до 25 марта и «Уральские авиалинии», причем не только полеты в Европу, но и в Турцию c Израилем. Трансатлантические перелеты в США, Мексику, Доминикану и на Кубу пока отменены только до 2 марта.

4

Что делать с перелетами

Проблемы с авиабилетами возникли и у автора этого текста, который забронировал места на рейсы из Москвы в Будапешт и обратно венгерского лоукостера Wizz Air на конец апреля. Еще до официального заявления ЕС перевозчик объявил о временной приостановке полетов в Россию до дальнейшего уведомления, не уточнив конкретных сроков. В компании пообещали, что будут сообщать пассажирам о переносе или отмене рейсов по СМС или электронной почте. Если полет все же не состоится, клиентам Wizz Air предложат согласиться на альтернативный рейс, перебронировать путешествие или оформить полный возврат средств.

Многие из самостоятельных путешественников, кто планировал поездку в ближайшие месяцы, купили авиабилеты до того, как смогли попасть в консульство или визовый центр и запросить «шенген».

При этом европейские страны не спешат сворачивать эту деятельность, несмотря на обстановку в регионе.

Та же Венгрия только увеличила консульский сбор для бизнес-путешественников, а, к примеру, Великобритания сообщила о плановом техобслуживании сайта в ночь на 3 марта. Никак не комментирует происходящее на Украине и визовый центр Греции — одной из наиболее популярных у россиян стран для отдыха.

Опрошенные «Секретом» эксперты в первую очередь призывают не паниковать, следить за ситуацией и принимать решение исходя из обстановки.

5

Мнение эксперта

Лучше всего сохранять спокойствие. Ситуация меняется так стремительно, что любые прогнозы ее развития равносильны гаданию на кофейной гуще. Рекомендую принимать решение о поездке максимально близко к ее дате. Если рейс будет отменен, вам вернут полную стоимость билета. Если рейс состоится, то только часть (в зависимости от условий приобретения билета). По тем направлениям, которые уже отменены, вы можете получить возврат прямо сейчас. Будьте готовы к тому, что ответ на свой запрос вы получите спустя какое-то время. Это объективно связано с перегрузкой работы авиакомпаний в наше непростое время. 
Анна Статва
эксперт по туризму
6

Порядок действий

С возвратным билетом проблем возникнуть не должно — договор с авиакомпанией в таком случае предполагает возмещение потраченных на него средств (но в разных организациях порядок возврата может отличаться). В пресс-службе travel-tech-сервиса «Купибилет» уточнили, что некоторые компании предлагают клиентам оформить возврат со штрафом. Обычно условия возврата и обмена прописывают прямо в маршрутной квитанции.

Другое дело — билеты невозвратные. Они обычно заметно дешевле, поэтому и пользуются популярностью среди самостоятельных путешественников. Вот только добиться денег будет чуть сложнее.

Для возмещения потраченных на невозвратный билет денег нужно доказать, что отказ от полета вынужденный, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Геннадий Локтев.

В нынешней ситуации в первую очередь нужно ориентироваться на отмену рейса. Если он не состоится по решению перевозчика, нужно обратиться в авиакомпанию (или к посреднику, который продал вам билет) с письменным требованием о расторжении договора воздушной перевозки и возврате денег по почте.

Его необходимо отправить ценным письмом (адрес, по которому отправлять претензии, обычно указан на сайте перевозчика), а затем важно сохранить квитанцию об оплате и опись вложения.

«Требование составляется в простой письменной форме, к нему стоит приложить выписку с банковского счета, подтверждающую факт оплаты билета, и сам электронный билет. В заявлении также укажите реквизиты вашего банковского счета, куда вернуть денежные средства», — подчеркнул Локтев.

Затем требование нужно продублировать в электронном виде — через сайт авиаперевозчика (если функционал позволяет это сделать) либо по электронной почте.

Если компания нарушит сроки и не вернет деньги (либо вернет только часть суммы), можно обратиться в суд с иском о защите прав потребителей.

Если рейс все же состоится, а билет на руках невозвратный, пассажир может рассчитывать на частичный возврат, отметила эксперт по туризму Анна Статва.

По закону перевозчик сможет удержать только сам тариф, а вот аэропортовый и топливный сбор вместе со сбором за бронирование ему придется вернуть. В «Купибилет» добавили, что некоторые компании предлагают бесплатно изменить бронирование, перенеся поездку на другие даты. Единых правил здесь нет.

7

Какими могут быть основания

  • Болезнь пассажира или болезнь члена его семьи либо близкого родственника, который тоже должен полететь (в том числе в случае заболевания COVID-19), под членами семьи здесь понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры;
  • Смерть члена семьи пассажира или его близкого родственника (понадобится документальное подтверждение), сообщить об этом нужно до окончания регистрации пассажиров на рейс;
  • Задержка отправления самолета или отмена рейса, а также выполнение рейса не по расписанию;
  • Изменение перевозчиком маршрута;
  • Невылет из-за того, что компания не смогла предоставить пассажиру место на рейс и дату, указанные в билете;
  • Невылет, вызванный задержкой пассажира в аэропорту из-за слишком долгого досмотра, если запрещенных к перевозке вещей так и не обнаружили;
  • Не выполненная перевозчиком стыковка рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  • Неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • Обслуживание пассажира не в соответствии с классом, указанном в билете.

8

Туры под вопросом

В сложной ситуации оказались и организованные путешественники, которые приобрели туры до начала спецоперации на Украине, в частности Динара из Москвы. Она рассказала, что вместе с молодым человеком купила тур на двоих на Кипр у TUI с вылетом 23 апреля. Пара заранее выплатила всю сумму.

«Когда авиасообщение остановили, обратились в компанию, там нам ответили, что принимать решение они будут исходя из ситуации чуть позже, но, скорее всего, будут доступны три варианта: перенос даты, изменение страны или возврат средств. В текущей ситуации, наверное, было бы финансово выгоднее перенести даты, но никаких просветов в ситуации не видно, поэтому, думаю, мы бы выбрали возврат денег», — рассказала она.

Большинство турфирм, по всей видимости, предпочитают общаться с клиентами напрямую — на их сайтах нет сообщений о том, как будут реализованы туры в условиях ограниченного авиасообщения.

Директор турагентства TUI в Тюмени Евгения Мурзина сообщила «Секрету», что обычно операторы аннулируют туры по незакрытым направлениям с учетом фактически понесенных расходов, размер которых зависит от страны, срока отказа от поездки и самой компании.

«Если направление закрыли, например, до конца марта снята поленая программа на Кубу, в Мексику, Доминикану, Венесуэлу, то в основном оплаченные средства туристов остаются на счетах туроператоров и их можно использовать на любое другое доступное направление», — уточнила Мурзина.

По словам специалиста, у ее фирмы не было путевок в страны Европы, но аннуляции все равно есть. В частности, клиенты не захотели лететь в Турцию, поскольку летний тур заметно подорожал из-за роста курса евро, а они доплачивать не готовы.

9

Порядок действий

Согласно законодательству, турист вправе отказаться от поездки, если он оплатит фактически понесенные расходы оператора, отметил ведущий юрист Европейской юридической службы Геннадий Локтев.

В отдельных случаях речь будет идти о существенных изменениях условий договора, из-за которых «использование туристического продукта стало невозможным». К ним относятся:

  • ухудшение указанных в договоре условий путешествия;
  • изменение сроков;
  • непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • невозможность отправления туриста в поездку по независящим от него обстоятельствам.

Если вы решите отказаться от тура из-за закрытого авиасообщения, такая причина будет считаться как раз существенным изменением условий договора.

Для возврата денег нужно будет лично обратиться к турагенту с письменным требованием расторгнуть договор. Его нужно подготовить в двух экземплярах — один из них вы заберете с отметкой о получении.

Если посетить офис турагентства нет возможности, стоит направить требование ценным письмом по адресу, который указан в договоре.

В заявлении нужно указать реквизиты для перечисления средств. Если компания не вернет деньги в течение 10 дней с даты направления заявления, можно обращаться в суд, отметила эксперт по туризму Анна Статва.

Другой вариант — договориться с турагентом или оператором об изменении условий тура.

Для этого понадобится заключить дополнительное соглашение, в котором будут прописаны новые параметры поездки. В таком варианте развития событий турфирмы заинтересованы больше.

Обращаться в суд не выгодно ни одной из сторон, подчеркнула Татьяна Кибирёва, ведь и турагентствам, и путешественникам придется серьезно потратится на разбирательства. Поэтому фирмы уже предлагают клиентам альтернативные варианты поездок, которые остаются доступными для туристов, в частности Турцию, Египет и ОАЭ или российские курорты.

Если дело все же дойдет до суда, сторонам придется выяснить, кто из них будет оплачивать тяжбу. В особенно невыгодных условиях окажутся путешественники из регионов, которые купили тур в компании, головной офис которой находится в Москве или Санкт-Петербурге. Разбирательства будут проходить в городах по месту регистрации фирмы — а значит, им придется тратиться и на дорогу до суда.

Дарья Щекина