Хроника трагедии
Подводный аппарат под названием «Титан» с пятью туристами на борту отправился на экскурсию к затонувшему в Атлантике лайнеру «Титаник» днем 18 июня. По данным береговой охраны Бостона, он перестал выходить на связь спустя 1 час и 45 минут после погружения на четыре километра вглубь. С момента спуска под воду находящимся в батискафе людям должно было хватить кислорода на 96 часов.
Сразу после исчезновения подлодки начались поисково-спасательные работы в Атлантическом океане. Над местом затопления «Титаника» находилась флотилия не менее чем из десяти кораблей, двух подводных лодок-роботов и нескольких самолетов, сканирующих океан на любые признаки пропавшего батискафа.
Соединенные Штаты выделили военно-транспортный самолет C-130, а Канада — патрульный противолодочный самолет Boeing P-8 Poseidon. Поиски велись примерно в 900 милях от мыса Кейп-Код на атлантическом побережье США. В поисково-спасательной операции также принимало участие канадское исследовательское судно Polar Prince. На второй день поисков один из членов экипажа спасателей поблагодарил всех неравнодушных за попытки связаться с командой и узнать последние новости. Дайвер Рори Голден (Rory Golden) просил всех думать о хорошем.
Реакция и предложения помощи со всего мира действительно поражают и показывают настоящую доброту людей в такое время.
Почему пропал «Титан»
С момента пропажи батискафа с радаров эксперты пытались предположить причины случившегося. По разным версиям, это мог быть выход из строя электроники или попадание аппарата в сильное подводное течение с выбросом в неприступное место. Британский контр-адмирал в отставке Крис Пэрри счел, что батискаф мог застрять среди обломков «Титаника».
Он [батискаф] мог застрять в обломках «Титаника». Это действительно могло привести к катастрофической аварии.
Бывший капитан аварийно-спасательного корабля Шон Тортора в беседе с журналистами выразил сомнения в том, что судно успеют найти вовремя с учетом того, что кислород должен был закончиться в четверг, 22 июня, в 14:08 по московскому времени.
Минимальные надежды на положительный исход ситуации появились 21 июня, когда канадский самолет P-3, оснащенный гидролокатором, обнаружил периодические стуки, которые, как надеялись эксперты, исходили от экипажа «Титана». Стуки были слышны из-под воды примерно в месте погружения исчезнувшей подлодки. Они звучали с четким интервалом в 30 минут. Тем не менее эксперты вскоре допустили, что это могли быть всего лишь звуки океана.
Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин заявил, что при авариях на подводных лодках и глубоководных аппаратах обычно включается ответчик, который может отвечать на запросы по гидроакустической связи.
Или просто идут сигналы, которые напоминают стук метронома. Их могут запеленговать находящиеся рядом корабли.
Кудрин предположил, что произошла разгерметизация корпуса в момент погружения, и аппарат заполнился водой.
По итогам осмотра обломков спасателями береговая охрана США заявила, что они свидетельствуют о направленном внутрь взрыве. Уверенности в том, что останки членов экипажа будут найдены, нет.
«Если части [батискафа] нашли, значит, он схлопнулся. [люди на борту] Погибли мгновенно. Я уверен, что они погибли еще в воскресенье», — считает океанолог Сергей Мухаметов.
Почему пропавший «Титан» было невозможно спасти
Как сообщил Daily Mail со ссылкой на экспертов, переход людей с пропавшего батискафа на другую субмарину под водой невозможен, так как «Титан» не имеет соответствующих механизмов. Даже в случае их обнаружения для спасения требуется сложная операция с использованием дистанционно управляемого транспортного средства. С его помощью можно присоединить трос к батискафу и вытащить его на поверхность, на что ушло бы несколько часов.
Автор книги «Погружение: нерассказанная история спасения самой глубокой подводной лодки в мире» Стивен Макгинти отмечал, что спасение людей зависит от того, найдут ли батискаф вовремя и на какой глубине он находится.
Понадобится много времени, часы, чтобы спуститься на дно, а потом прикрепить спасательный трос.
Найти затерявшийся в глубинах батискаф — непростая задача, заключает бывший председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения, вице-адмирал запаса ВМФ России, доктор технических наук Тенгиз Борисов в беседе с «Лентой.ру». Для этой цели необходимо взять пеленг с нескольких точек. Кроме того, задача усложняется поиском на большой глубине при скорости беспилотных аппаратов не больше трех узлов.
Поэтому довольно много времени уйдет на то, чтобы обнаружить батискаф.
Что происходит с людьми в батискафе, когда заканчивается кислород
Последствия для здоровья людей, погружающихся под воду в батискафе, могут быть губительными. По словам ветерана ВМС США Дейла Моле, среда на борту коммерческих подводных аппаратов враждебна — пассажиры сталкиваются с истощением запаса кислорода, токсичным уровнем углекислого газа и падением температуры. Пропавший «Титан» был оснащен скруббером углекислого газа, однако у большинства кораблей его мощность ограничена. Кроме того, существует риск переохлаждения из-за низких температур в глубинах океана, а также гипервентиляции, вызванной паническими атаками.
Ветеран допускал, что туристы могли погибнуть от разрыва сосудов из-за давления. «Когда люди находятся в герметичном пространстве, большинство думает о кислороде, однако большую озабоченность вызывает углекислый газ», — сказал эксперт.
Кто находился на борту «Титана»
На борту подводного судна был британский миллиардер и исследователь, основатель компании Action Group Хэмиш Хардинг. 58-летнего бизнесмена называют ключевой фигурой международного авиастроения.
Хардинг был известным любителем экстремальных путешествий. В 2021 году он исследовал Марианскую впадину, а в 2022 отправился в космос на корабле основателя интернет-компании Amazon Джефа Безоса. Он успел облететь Землю через Южный и Северный полюса.
Еще один миллиардер на «Титане» — один из самых богатых людей Пакистана 48-летний Шахзада Давуд. Его 19-летний сын Сулейман тоже находился на борту.
Семья Давуд — одна из наиболее влиятельных в Пакистане и имеет тесные связи с Великобританией. По информации Daily Mail, семья проживает в особняке в графстве Суррей. Отец Шахзады, 79-летний Хуссейн, является председателем производящей удобрения компании Dawood Hercules Corporation.
Четвертым членом экипажа был французский исследователь Поль-Анри Наржоле, который считался ведущим специалистом в мире по «Титанику». Он руководил программой подводных исследований Premier Exhibitions, RMS Titanic, Inc. Ранее в беседе с прессой мореплаватель открыто говорил об опасностях погружения под воду.
Когда вы находитесь очень глубоко под водой, вы умрете прежде, чем поймете, что что-то происходит, так что это не проблема.
Наконец, пятый турист на разбившемся «Титане» — основатель компании по подводным погружениям OceanGate Стоктон Раш. Именно его компании и принадлежит батискаф. Мужчина с детства интересовался исследованиями и мечтал отправиться в космос. В 14 лет он научился нырять с аквалангом, поскольку хотел изучать океан.
Жена владельца батискафа имеет связь с жертвами «Титаника»
Как выяснили журналисты, жена Стоктона Раша — Венди Раш — имеет связь с жертвами крушения «Титаника». Она потомок магната Исидора Штрауса и его жены Иды, находившихся на корабле в день трагедии. Венди — праправнучка погибшей в 1912 году пары. Чету Штраусов называют самой богатой из всех жертв затопления «Титаника».
По данным архивов, Штраус с супругой были пассажирами первого класса. Выжившие в катастрофе вспоминали, что магнат отказался от места в спасательной шлюпке, уступив его женщинам и детям, ожидающим возможности спастись. При этом Ида отказалась оставить мужа и осталась с ним до конца. На тот момент супруги прожили в браке 40 лет. Эта история нашла отображение в культовом художественном фильме «Титаник» Джеймса Кэмерона.