По данным «Ъ», президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун направил в Минтруд просьбу исключить противопожарную спецодежду для экипажей из требований к единым типовым нормам выдачи средств индивидуальной защиты. Приложение к приказу Минтруда № 767н вступит в силу 1 сентября.
При этом, как отмечается в письме АЭВТ от 16 января (есть у «Ъ»), для пилотов «исключена возможность работы, связанной с воздействием открытого пламени». Кроме того, в случае пожара наибольшую опасность на борту представляет собой не огонь, а дым, «и в качестве защиты имеется дымозащитный капюшон». В АЭВТ отдельно подчеркнули, что обеспечение форменной одеждой как пилотов, так и бортпроводников в гражданской авиации — один из основных акцентов внимания для работодателя, так как «внешний вид сотрудников составляет неотъемлемую часть имиджа авиакомпании».
В Smartavia отметили, что все перечисленные обязательные СИЗ — «это, по сути, спецодежда пожарного, что никак не соответствует задачам экипажей и задокументированным действиям при возникновении открытого огня». При этом специальные огнеупорные перчатки уже входят в комплект аварийного оборудования, «и как раз они могут быть быстро и эффективно применены». В Smartavia добавили, что закупка новых СИЗ потребует «значительных средств». В другой компании уточнили, что стоимость «одного огнеупорного костюма начинается от 15 тыс. руб., тогда как Фонд соцстрахования компенсирует лишь 20%».
Собеседник «Ъ» еще в одной крупной компании говорит, что дополнительное оснащение «фактически формой пожарного, полет в которой невозможен» потребовало бы дополнительных мест хранения на борту, для чего потребуется одобрение «конструктивных изменений от производителя». Требование переодеваться не записано ни в одном регламенте, подчеркнул он.
В Smartavia тренировки для экипажей проводятся раз в год в специальных учебных центрах. В Azur Air тоже не реже раза в год проходят подготовку по борьбе с огнем на борту. Помимо теории программа предполагает тренировку с помощью имеющихся на борту средств, в первую очередь это огнетушители и противопожарные топоры. Также экипажи практикуются в применении средств индивидуальной защиты — противодымных капюшонов, очков, кислородных комплектов (баллоны с кислородом и маски) и перчаток.
В «России» подчеркнули, что самолеты авиакомпании как отечественного, так и западного производства оснащены комплектом аварийного оборудования, в которое входят дымозащитный капюшон для защиты головы и органов дыхания и асбестовые перчатки. «Доступ к этому оборудованию имеют как пилоты, так и бортпроводники», — добавили в пресс-службе.
В некоторых авиакомпаниях опасаются, что требования наличия противопожарной спецодежды в перспективе могут обернуться серьезными нареканиями со стороны Ространснадзора. Вопрос нуждается в отраслевой проработке, считает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов: «В действующем виде положения о СИЗ несут в себе коррупционные риски, которые нельзя возлагать на работодателей». В профсоюзе летного состава РФ, где также намерены обратиться в Минтруд за разъяснениями, назвали документ «сырым и требующим доработки». По словам главы профсоюза Мирослава Бойчука, стандарты ИКАО не предусматривают противопожарную спецодежду для пилотов, существующие правила форменной одежды экипажей «проверены десятилетиями» и считаются достаточными.
Айгуль Абдуллина