Хабаровский край, как и вся наша страна, живёт в режиме беспрецедентных западных санкций. По задумке лидеров недружественных государств, они должны были задушить и до основания разрушить российскую экономику. Что произошло на самом деле, корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» спросил у местного бизнеса и представителей властей.
Китайское — не значит плохое
По приглашению краевого Минэкономразвития отправляюсь на окраину посёлка Горького в Хабаровске. Здесь выросли цеха нового производства. Местная компания по торговле электрооборудованием в основном западного производства организовала тут производство по пакетированию и обслуживанию дизельных электростанций. Второе в крае. Раньше этим ещё с советских времён занимался такой промышленный гигант как «Энергомаш». Санкции же подтолкнули к появлению нового предприятия.
Производство молодой компании «Атом» помогает решать проблемы с перебоями электроэнергии для социальных проектов в городах региона, а также отдалённых посёлков и ведущих работу в труднодоступных местностях предприятий. Компания «Атом» осуществляет проверку качества сборки из комплектующих из Китая, производит сборку основной металлической конструкции, электромонтажные и слесарно-сварочные работы.
— Мы организовали наш бизнес в 2012 году, занимались перепродажей электрооборудования, то есть выполняли дилерские функции. Но затем к нам пришло четкое понимание того, что нужно заниматься собственным производством. Наша организация начинала свой путь с изготовления небольшого электрощитового оборудования, а сейчас мы расширились, активно взялись за производство запакетированных дизельных электростанций. В следующем году мы планируем организовать сборку трансформаторных подстанций, — рассказал директор Дальневосточного дивизиона группы компаний «Атом» Андрей Почелинцев. — С поворотом страны на Восток основные комплектующие мы приобретаем в Китае. Отдельно хотим отметить, что качество поставляемой продукции очень достойное и конкурентоспособное — в сравнении с товарами, попадающими под санкции.
За прошлый год хабаровская компания поставила на рынок 16 дизельных электростанций различной мощности. Оборудование работает в Ванино и Заветах Ильича, в Чумикане и Вяземском. В 2022 году организация принимала участие в замене устаревших электростанций в отдалённых поселениях, происходящей по губернаторской программе, в районе им. Лазо. Новые дизельные установки от хабаровского производителя появились в пос. Катэн и пос. Солонцовый.
К слову, после введения санкций во многих поселениях, на ряде предприятий, где активно пользовались энергетическими установками от западных производителей, столкнулись с проблемой их ремонта и обслуживания. Зарубежные компании из недружественных стран остановили поставки деталей и комплектующих. Между тем, в китайских двигателях для дизельных электростанций продолжают использоваться технологии от ведущих мировых производителей.
— Вот, например, на этом китайском двигателе генераторная установка сделана по сертификату Стэнфорда. Это один из ведущих английских производителей генераторов. Из Великобритании мы сейчас это оборудование из-за санкций получить не можем. Но благодаря китайским партнерам абсолютный аналог Стэнфорда к нам по-прежнему поступает, — объяснил главный инженер группы компаний «Атом» Антон Чайкин.
Новые ниши
В краевом министерстве промышленности и торговли признают, что санкции, конечно же, оказали негативное влияние на нашу экономику. Например, на год перенесена сдача в эксплуатацию нового терминала международных авиалиний в Хабаровске. Красивое современное здание турецкая компания-то построила. Но оборудование для обслуживания пассажиров, обработки багажа и так далее было заказано и даже частично оплачено ещё до введения санкционного режима у ведущих производителей из оказавшихся недружественными стран. Теперь они категорически отказались поставлять это оборудование в Россию. Пришлось искать замену на отечественном рынке и рынках дружественных стран. А это дополнительное время.
Введение санкций также отразилось на производственной деятельности филиала ПАО «Корпорация Иркут», производящего пассажирские авиалайнеры SSJ-100 в Комсомольске-на-Амуре. Практически всё оборудование, применяемое на самолётах, было импортного производства. Тем не менее, в рамках принятых мер ускорены мероприятия по импортозамещению иностранных компонентов по программе SSJ-NEW. Это позволило ускорить организацию производства отечественного двигателя ПД-8, а также всех систем самолёта. В 2023 году ожидается первый полёт полностью импортозамещённой версии лайнера.
— Западные санкции, фактически, открыли для наших предприятий «окно возможностей». Когда ты сталкиваешься с проблемами, ты начинаешь искать пути их решения. И находишь! Компании видят освободившиеся ниши и начинают их занимать, — рассказал министр промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов. — Самое востребованное сейчас — это обслуживание техники иностранного производства. Ведь санкции коснулись именно технологических процессов на производствах, где используется импортное оборудование. Западные компании прекратили поставки комплектующих, деталей для станков. И теперь открылось то самое «окно возможностей» для тех компаний, которые готовы заменить зарубежные составляющие нашими аналогами.
По образцу
Такую нишу, например, нашла хабаровская компания «ПромМаш». Больше десяти лет она занимается ремонтом двигателей карьерных и других специальных автомашин. Сперва использовали импортные детали. Практически вся техника на наших месторождениях — импортного производства. Даже на БелАЗах, собранных в дружественной Белоруссии, стоят двигатели американской фирмы Cummins.
Разумеется, техника регулярно ломается. А запчасти для её ремонта производители из недружественных стран поставлять отказываются. Боятся санкций от своих западных правительств за нарушение режима антироссийских санкций. Есть, конечно, такое понятие как параллельный импорт. Какие-то детали везут через Китай или Корею. Но это долго, да и по цене такие запчасти получаются дороже.
— Заместить можно абсолютно всё! Мы своим производством уже закрываем все потребности наших клиентов. Занимаемся так называемым реверс-инжинирингом, или реинжинирингом. Берём импортную деталь, инженеры делают на неё конструкторскую документацию. И изготавливаем копию по образцу, — объяснил генеральный директор ООО «ПромМаш» Иван Берлов.
Кстати, именно таким путём развивались нынешние «азиатские тигры» — Япония, Южная Корея, Китай. Брали американские или европейские модели автомобилей, холодильников, телевизоров и так далее, разбирали их по винтику и копировали. Сегодня японские, корейские, а теперь и китайские производители техники — лидеры на мировом рынке!
— Мы занимаемся производством и поставками климатического оборудования. Импортозамещением мы начали заниматься ещё до введения западных санкций. Задумались о необходимости производить что-то своё, что было бы востребовано на внутреннем рынке. Хотя изначально мы поставляли климатические системы японского производства. Но компания ушла с российского рынка, полностью прекратив поставки. Мы нашли новых партнёров. Теперь производим из их комплектующих оборудование, которое при очень низких энергетических затратах обеспечивает обогрев и охлаждение в производственных помещениях, — говорит генеральный директор климатической компании «Анго» Валерий Горбань.
Кстати, в прошлом году хабаровская климатическая компания пошла на эксперимент. Построила опытное овощехранилище, заложила в него партию картофеля. Хотели испытать своё оборудование. Эксперимент прошёл удачно. Картошка к весне сохранилась как будто только с поля. Чем не ещё одна ниша для импортозамещения? В крае сейчас, по оценке Минпромторга региона, до 80% продовольствия — завозные. Нужно строить больше овощехранилищ, чтобы сохранять урожай.
Государство поддержит
В Хабаровском крае практически сразу же после введения санкций был создан оперативный штаб. Его заседания, как правило, регулярно проходят под председательством губернатора. Разработан антикризисный план и дополнительные меры поддержки предпринимателей, готовых заняться импортозамещением.
— Мы должны понимать, что санкции имеют определённый накопительный эффект. Ни в коем случае нельзя расслабляться. Нужно постоянно следить, где у нас будут появляться узкие места. И тут необходимо постоянное взаимодействие с предпринимательским сообществом, чтобы тот набор мер поддержки, который предлагает государство, правительство Хабаровского края, был постоянно востребован. Это необходимо для купирования проявляющихся новых проблем, — отметил глава краевого Минпромторга Евгений Романов.
В Хабаровском крае до конца этого года продлена беспрецедентная акция, когда готовым заняться импортозамещением предпринимателям земли под развитие производства готовы предоставить по символической арендной плате в 1 рубль.
Также в этом году существенно увеличено финансирование краевого фонда развития промышленности. Он предоставляет кредиты по льготной ставке до 5% тем, кто готов заместить ушедших с наших рынков западных производителей.
— У нас молодое и активно развивающееся предприятие. Есть необходимость в приобретении нового оборудования. Поэтому, узнав о возможности получения займа по льготной ставке, мы сразу же обратились в фонд. Нам выдали 20 млн рублей под 5% на условиях софинансирования. Отличная мера поддержки в это непростое время. Средства пошли на покупку оборудования для влажной резки листового проката и лазерной нарезки для труб. Оно уже поступило к нам. Но у нас есть новые задумки для расширения производства, поэтому планируем обращаться за поддержкой повторно, — рассказал генеральный директор ООО «Завод МеталлЭнерго» Александр Диденко. В Хабаровском крае десятки предприятий региона получили поддержку в организации выпуска комплектующих для оборудования, металлоконструкций, строительных материалов и продукции глубокой деревопереработки. Всё это нужно, чтобы сделать нашу экономику самодостаточной.