Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив, платформой Национальной технологической инициативы (НТИ), Кружкового движения НТИ и правительства Башкортостана. Наша республика выступает пилотным регионом запуска Национальной киберфизической платформы.
В основе проекта — созданная российскими разработчиками игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных стратегических видеоигр, объединенных общим сеттингом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. Платформа включает не только само мобильное приложение «Берлога», но также пакет технологических решений, сеть технологических кружков, очных и онлайн-мероприятий, участие в которых поможет школьникам получить дополнительные возможности в игре, обучиться программированию и другим востребованным компетенциям.
«Выстраивать траекторию школьников от игр в сферу новых технологий можно и нужно, и эффективность реализации этой задачи будет зависеть от того, сможем ли мы предложить детям что-то небанальное и увлекательное, чтобы завоевать их внимание. Национальная киберфизическая платформа объединит накопившиеся решения и станет точкой массового входа российских школьников в технологическое образование, поможет заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки, инженерные соревнования и в дальнейшем на профильные направления вузов. Я благодарю команду руководства Башкортостана, которая всегда активно поддерживает все наши пилотные проекты, само предлагает интересные, уникальные решения. Ребята сами тестируют платформу, вносят свои предложения. Уверена, что такой системы в мире нет, это будет первая такая платформа, которая будет учить ребят с 6−7 лет инженерному творчеству. Ну плюс бонус в виде дополнительных 10 баллов к ЕГЭ, школьники и родители будут этому рады», — подчеркнула генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.
Премьер-министр правительства республики Андрей Назаров поблагодарил за выбор Башкортостана в качестве пилотной площадки для реализации такой масштабной инициативы. Глава кабмина отметил, что проект Национальной киберфизической платформы является еще одним значимым шагом для дальнейшего развития детей в технологической сфере.
«Школьники и студенты из республики всегда проявляли неподдельный интерес к инновационным технологиям. Представители Башкортостана активно участвуют и становятся победителями конкурсов и олимпиад различного уровня. В перспективе в процесс обучения будут вовлечены школьники из всех районов и городов республики. Всего планируется создать сеть из 100 кружков по программированию, 100 кружков по робототехнике, 30 кружков по инженерии и электронике, 10 площадок подготовки к профилям Национальной технологической олимпиады», — отметил Андрей Назаров.
Персонажи, с которыми играют школьники в «Берлоге» — технологически продвинутые добродушные медведи в образе программистов, инженеров, биотехнологов, которые обращаются к людям за помощью в различных ситуациях. На ПМЭФ-2023 представили первую игру из серии «Берлоги» — «Защита пасеки» (в стиле «Защиты башни»). Пользователь может защищать территорию, расставляя роботов-защитников по полю, но с помощью специально разработанного для «Берлоги» языка программирования игроки могут совершенствовать эти устройства, программируя их на определенные действия, самовосстановление
В базовом варианте игра доступна всем российским школьникам. Когда регион включается в реализацию проекта, у пользователей появляются дополнительные возможности. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ, в процессе игры школьнику предложат, например, собрать и запрограммировать в ближайшем технологическом кружке коптер, который затем появится в виртуальном пространстве игры. Развивать персонажа можно и за счет участия в других реальных образовательных мероприятиях — олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и так далее, в том числе и онлайн — вне зависимости от региона проживания пользователя. Игра будет мотивировать школьников постоянно осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Свои реальные достижения школьник может не только перенести в игру, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу портфолио на платформе «Талант».
«Возможность построить через “Берлогу” портал из игрового мира в реальный, отправиться из игры в кружки, сделать что-то своими руками и перенести свои достижения обратно в игровое пространство — главная особенность и преимущество “Берлоги”, которые делают ее непохожей ни на какие другие образовательные и игровые продукты для детей. Более того, мы рассчитываем, что со временем “Берлога” станет платформой для продвижения молодых геймдев-команд, куда сами школьники и студенты смогут загружать созданные ими игры. Первый шаг к этому уже сделан — следующая игра “Берлоги” уже разрабатывается командой недавних выпускников Национальной технологической олимпиады и других проектов Кружкового движения НТИ», — подчеркнул лидер проекта «Берлога», проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.
На первом этапе, в 2023/2024 учебном году, технологические кружки нового типа, где школьники смогут проходить образовательные программы и участвовать в мероприятиях, чтобы «прокачивать» игровых персонажей, — открываются в Башкортостане — пилотном регионе запуска проекта. С дальнейшим развитием платформы планируется вовлекать и другие регионы с перспективой охвата Национальной киберфизической платформой «Берлога» всей страны и максимального вовлечения учащихся в технологии. На полях ПМЭФ-2023 соглашения о включении в реализацию Национальной киберфизической платформы заключили Камчатский край, Сахалинская область, Севастополь и другие регионы.