Власти Татарстана получили почти 1,4 миллиарда рублей по казначейскому кредиту на приобретение новых автобусов. Новый пассажирский транспорт получат 12 районов республики — однако же в этом списке нет Казани. Отвечать за реализацию проекта будет Миндортранс Татарстана. Каким районам достанется новый транспорт и сколько автобусов закупят — читайте в материале «Реального времени».
Автобусы будут ездить по 42 маршрутам
Выделение казначейских кредитов было анонсировано еще в июле этого года. Как сообщил у себя в соцсетях вице-премьер России Марат Хуснуллин, Татарстан вошел в число 32 российских регионов, которым одобрили заявку на обновление общественного транспорта с помощью специальных казначейских кредитов. По этой программе субъекты страны должны получить 2,5 тысячи новых автобусов.
— Эта работа дает комплексный эффект: создаем комфортные условия жизни гражданам, снижаем трафик на дорогах и даем дополнительные заказы отечественным производителям автобусов.
По его словам, автобусы выйдут на новые маршруты, а также заменят устаревший транспорт на существующих. С учетом ранее одобренных заявок в 73 регионах обновят более 5 500 автобусов. Специальные казначейские кредиты предоставляются Федеральным казначейством на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование кредитом по ставке три процента годовых с правом досрочного погашения.
Из общего государственного котла Татарстану досталось почти 1,4 миллиарда рублей. Деньги выделялись на 57 больших, 62 средних и 23 маленьких автобуса на 68 маршрутов. В рамках лимитов была подготовлена уточненная заявка на участие в отборе по распределению специального казначейского кредита.
В итоге автобусы получат 12 муниципальных образований, новый подвижной состав отправится в Набережные Челны и следующие районы:
Азнакаевский;
Альметьевский;
Бавлинский;
Бугульминский;
Елабужский;
Заинский;
Зеленодольский;
Лениногорский;
Мензелинский;
Нижнекамский;
Нурлатский.
Курсировать они будут по 42 маршрутам. Упор власти Татарстана решили сделать на приоберетение больших автобусов, их закупят 76 штук. Также в планах покупка 62 средних и 23 маленьких автобусов. Поставить транспортные средства должны до февраля 2024 года.
Казани автобусы не дали, а перевозчики их особо и не хотели
Как уже говорилось выше, в списке районов и городов на получение новых автобусов не оказалось Казани. Другими словами, обновлять автопарк городским властям видимо придется самим. В целом же идею получения кредитов не поддержали и сами казанские перевозчики.
В разговоре с «Реальным временем» автобусники говорили, что только в этом году казанским перевозчикам потребуется в общей сложности 5 миллиардов рублей на замену устаревших машин. Как объяснял замдиректора казанского ООО «Байлык № 3» Руслан Юсупов, владельцы автотранспортных предприятий просят у властей дотации на покупку автобусов, но им предлагают кредит и лизинг. А транспортникам это не по карману.
По словам Юсупова, проблему с покупкой автобусов в городе могло бы решить увеличение размера компенсаций за перевозку льготников, тогда бы доходы перевозчиков выросли. На данный момент компенсация для перевозчиков составляет 21 рубль, при стоимости проезда в 35 рублей.
Кроме этого, уже много лет обсуждается и вопрос изменения системы пассажирских перевозок. Изначально в Татарстане была принята система нетто-контракта перевозок, когда договор заключается между пассажиром и перевозчиком, и пассажир платит владельцу автобуса, а власти республики регулируют тарифы на пассажирские перевозки. При этом перевозчики вынуждены быть ориентированы на количество пассажиров. А между тем, есть вариант перехода на брутто-контракт, когда муниципалитет собирает с пассажиров плату за проезд, она поступает в бюджет города, а из бюджета перевозчику гарантированно оплачивается работа — оплачивается количество «кругов» без учета количества перевезенных пассажиров, но с учетом соблюдения расписания, безопасности и качества услуги. Это выгодно и пассажирам, и перевозчикам. Но пока ни тот, ни другой вариант не утвержден.