Юрий Амбразевич напомнил, что Совет ООН по правам человека создавался для обеспечения международного сотрудничества, направленного на совершенствование практики применения концепции прав человека в национальных государствах.
«СПЧ как вспомогательный орган Генеральной ассамблеи по определению не может нарушать смысл существования ООН. Устав ООН гласит, что целью организации является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и суверенного равенства государств. Служит ли этой благородной цели нынешний Совет по правам человека? Объективный ответ может быть только негативным. Ведь текущая дискуссия в СПЧ со всей очевидностью демонстрирует не просто отсутствие сотрудничества, но антагонизм точек зрения относительно степени реализации на практике документов, закрепивших в международной политике концепцию прав человека», — заявил дипломат.
Он согласился с тем, что в дискуссии равноправных участников могут быть противоположные позиции. В то же время заметил, что при отсутствии консенсуса позиция одной части спорящих все-таки признается единственно правильной, вопреки воле открытого несогласия меньшинства.
«Как минимум, такая ситуация заставляет усомниться в соблюдении принципа равноправия и поставить под вопрос справедливость всего процесса. Такая ситуация красноречиво говорит о готовности объявленного победителя пренебречь мнением своих соперников, о его готовности поставить себя выше других спорщиков. Более того, это говорит о намерении присвоить себе право на конечную истину и выдавать ее за общее мнение при помощи использования доминирующего положения как в споре, так и вне его рамок. Описанная картина целиком соответствует ситуации в нашем Совете», — подчеркнул замминистра.
По словам Юрия Амбразевича, настойчивость, с которой определенная группа стран навязывает всем свой взгляд на иерархию прав человека в пользу безоговорочного верховенства индивидуальных гражданско-политических прав и свобод, сравнима разве что с религиозной фанатичностью участников крестовых походов и сопоставима с верой в превосходство арийской нации. «Как крестоносцы боролись с неверными, уверенные в своей полной правоте, используя для этого меч и копье, так и сегодня некоторые страны вопреки мнению других присвоили себе право на исключительность и готовы оценивать и осуждать, объявлять отсталыми и нарушителями, требовать их наказания, используя для этого Совет и концепцию прав человека. Судьба большинства крестоносцев печальна, а адептов расового превосходства трагична и преступна. И те и другие получили достойный отпор от несогласных, которых как ни пытались наказать или уничтожить», — напомнил белорусский дипломат.
«Вывод напрашивается сам собой: навязываемое определенной группой стран всему международному сообществу якобы единственно верное видение прав человека глубоко конфликтно и служит не задаче сотрудничества, а разъединяет его участников. СПЧ стал не частью решения, но проблемой. Особенно это стало очевидно, когда из его рядов стали исключать за инакомыслие. Как долго несогласные страны будут терпеть это? Ведь последствия действий Совета нередко имеют влияние на их развитие. Решения Совета становятся предлогом для экономических ограничений в отношении государств, объявленных нарушителями», — обратил внимание замглавы МИД.