Цель принятия законопроекта — регулирование общественных отношений в сфере территориальной обороны.
Задачи законопроекта:
- придание системе территориальной обороны РК формата отдельной отрасли государственного сектора, подкрепленной соответствующими объемами финансирования;
- определение функций и полномочий государственных органов в обеспечении территориальной обороны страны;
- определение порядка организации и ведения территориальной обороны в мирное и военное время;
- закрепление прав и обязанностей юридических и физических лиц в сфере территориальной обороны РК;
- закрепление за Министерством обороны функций государственного контроля в сфере территориальной обороны РК;
- укрепление национальной безопасности РК.
Разработчики предлагают следующее понятие «территориальная оборона — это совокупность военных и общегосударственных мер, осуществляемых с привлечением сил территориальной обороны при координирующей роли Правительства РК под руководством Президента РК в период военного положения и военное время в целях защиты населения, объектов и территории страны.».
Задачи территориальной обороны РК:
- охрана и оборона населенных пунктов, защита населения;
- охрана и оборона объектов военного и государственного значения, определенных планами территориальной обороны, а также иных объектов;
- обеспечение режима военного положения на территории РК или в отдельных ее местностях;
- участие в обороне назначенных рубежей, в том числе в пограничном пространстве РК, а также в борьбе с десантными и диверсионно-разведывательными силами противника и террористическими группами;
- ведение вооруженной борьбы на временно захваченной (оккупированной) противником территории;
- участие в обеспечении безопасности охраняемых лиц в период пребывания в зоне ответственности; иные задачи в соответствий с законодательством РК.
Принципы территориальной обороны РК:
- законность;
- единоначалие;
- территориальность и массовость;
- единство подходов к организации территориальной обороны;
- обязательность проведения мероприятий по подготовке территориальной обороны;
- полное, достаточное и своевременное финансирование подготовки и ведения территориальной обороны, включая обеспечение территориальных войск государственными и местными исполнительными органами;
- независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений;
- обеспечение минимального времени на развертывание и приведение подразделений территориальной обороны в готовность к действиям.
Документом определены полномочия президента, правительства, центральных государственных органов (Минобороны, МВД, МЧС, КНБ, Службы государственной охраны), Генерального штаба Вооруженных Сил, а также местных исполнительных органов.
Функции организаций независимо от форм собственности
Организации независимо от форм собственности:
- участвуют в выполнении мероприятий территориальной обороны;
- осуществляют мероприятия по инженерно-технической укрепленности и противодиверсионной безопасности объектов территориальной обороны, при их наличии в организации, а также обеспечивают создаваемые специальные формирования материально-техническими средствами;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами РК, актами президента и правительства.
Организации независимо от форм собственности в период мобилизации, военного положения и в военное время на основании мобилизационных заказов создают специальные формирования по охране объектов.
Права и обязанности граждан.
Граждане РК, иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории республики, в период мобилизации, военного положения и в военное время имеют право на:
- добровольное участие в мероприятиях территориальной обороны путем вступления в формирование самообороны в порядке, определяемом Правилами организации территориальной обороны РК;
- материальные и иные выплаты в случае гибели при выполнении задач территориальной обороны, которые возмещаются семьям погибших в соответствии с законодательством РК о воинской службе и статусе военнослужащих.
Граждане, призванные в ряды территориальных войск, пользуются правами военнослужащего Вооруженных Сил, в период мобилизации и военного положения, а также в военное время привлекаются к выполнению задач территориальной обороны.
Гражданин РК обязан:
- состоять на воинском учете по месту жительства;
- в установленном законодательством порядке получить военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку;
- своевременно являться по вызову в местный орган военного управления;
- предоставлять в период мобилизации, военного положения и в военное время для нужд территориальной обороны земельные участки, здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующим равноценным возмещением государством их стоимости в порядке, установленном правительством;
- выполнять требования мобилизационного предписания или повестки местного органа военного управления;
- соблюдать ограничения, установленные во время военного положения и в военное время;
- в случае нахождения за пределами РК при объявлении мобилизации, военного положения и в военное время явиться в ближайшее посольство или консульство РК в трехдневный срок для регистрации в качестве военнообязанного или призывника либо принять меры по возвращению в семидневный срок в РК.
Силы территориальной обороны РК включают:
- силы и средства органов национальной безопасности и правоохранительных органов;
- силы и средства, выделенные Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями;
- территориальные войска; специальные формирования;
- формирование самообороны.
Руководство силами территориальной обороны
В период мобилизации, военного положения и в военное время общее руководство территориальной обороной осуществляется Ставкой Верховного Главного командования ВС РК, непосредственное руководство правительством, а в зонах территориальной обороны — соответствующими советами обороны.
Обеспечение территориальной обороны организуется и осуществляется центральными государственными и местными исполнительными органами, а также организациями независимо от форм собственности в соответствии с законодательством РК.
Высший надзор за соблюдением законности в сфере территориальной обороны осуществляют Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.
Также законопроектом определен порядок проведения государственного контроля в сфере территориальной обороны.
Государственный контроль проводит уполномоченный орган в сфере территориальной обороны в форме проверок и профилактического контроля. Так, периодическая проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года в соответствии с утвержденным графиком.
Проект размещен для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА» до 2 октября 2023 года.
Помимо этого разработаны поправки в сопутствующие законы для приведения их в соответствие с законом о территориальной обороне. Так планируется внесение изменений и дополнений в Бюджетный и Предпринимательский кодексы и в 5 законов: «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О чрезвычайном положении», «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».
Проект сопутствующих поправок также будет обсуждаться до 2 октября 2023 года.