О разработке стандарта с требованиями к «электрическим средствам индивидуальной мобильности» (ЭСИМ — электросамокаты, моноколеса и гироскутеры) «Ъ» рассказали в Минпромторге. Документ проходит согласования. Головной разработчик — ФГУП НАМИ, в процессе участвует также дептранс Москвы. В ведомстве «Ъ» заявили, что все ввозимые в РФ и производимые в стране ЭСИМ будут сертифицироваться на соответствие новому стандарту (сейчас они проверяются лишь на «электромагнитную совместимость»).
Основное требование ГОСТа, с текстом которого ознакомился «Ъ», — «зашитое» с завода ограничение скорости 25 км/ч. Эта функция уже есть в кикшеринговых СИМ, теперь она будет обязательна для устройств из магазинов.
Функция «пешеходный режим» (судя по всему, будет включаться автоматически) с ограничением скорости 6 км/ч предполагает, что электросамокат будет подавать «отличительный и видимый световой сигнал» для водителя и окружающих.
Если у СИМ есть задний ход, он также должен быть ограничен 6 км/ч. Двигатель должен включаться только после «двух независимых и разнородных действий преднамеренного характера». Речь о том, чтобы пользователь помимо нажатия ручки «газа» активировал еще какую-то кнопку. В случае если водитель по ошибке нажал тормоз и акселератор одновременно, СИМ предписано тормозить.
Противоскользящая поверхность на электросамокатах должна иметь площадь не менее 150 кв. см, диаметр шин — не менее 125 мм, ширину — не менее 25 мм. Все СИМ должны быть оборудованы световозвращателями. Если СИМ способно разогнаться до 25 км/ч, обязательны передние фары и задние фонари (для медленных СИМ это опция).
Сформулированы требования и к маркировке: она должна содержать название производителя, класс, максимальную скорость, год производства, мощность, максимально допустимую массу. В инструкции обязательны правила пользования, в том числе обязанность ездока надевать обувь, рекомендации использовать защитную экипировку, избегать прыжков с бордюров или ступенек
Юридический статус электросамокатов и моноколес, напомним, обсуждается уже более трех лет.
Документ с 2021 года находится без движения в правительстве. Пока ГИБДД исходит из того, что пользователи СИМ мощностью до 250 Вт — это пешеходы, электросамокат мощностью 0,25−4 КВт приравнивается к мопеду, более 4 КВт — к мотоциклу. В регионах ДПС требует права и наказывает водителей самокатов за нарушения ПДД (в частности за пьяную езду).
«С каждым годом электрических СИМ в городе становится больше, — комментируют стандарт в дептрансе Москвы.— Электросамокаты в сервисах кикшеринга уже соответствуют правилам безопасного передвижения — операторы регулируют скорость и устанавливают “медленные зоны”».
В пресс-службе «Яндекс.Go» (оператор кикшеринга) «Ъ» заявили, что знают о подготовке ГОСТа. «Надеемся, что в финальном документе будут учтены только лучшие практики с акцентом на безопасность, — говорят в компании.— Важно, чтобы под единые правила попадали в том числе такие качества СИМ, как прочность всех компонентов, включая проводку и систему электропитания, безопасность аккумуляторов, установлены критерии прочности при различных сценариях ударов».
В сервисе Whoosh «Ъ» заявили, что «вопрос стандартизации выглядит актуальным»: «Мы видим рост популярности электросамокатов, также на улицах появляется все больше частных самокатов, которые в отличие от шеринговых не имеют каких-либо обязательных ограничений как при ввозе в страну, так и на этапе эксплуатации». В Whoosh отметили, что ГОСТ нуждается в «дополнительной проработке и большей детализации».
Испытательная лаборатория в России оценить СИМ на соответствие стандарту едва ли сможет, полагает гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко: нужны приборы, которых в стране нет либо их стоимость составляет несколько миллионов рублей.
Представитель сообщества Electro.club, руководитель «Центра индивидуальной мобильности» Михаил Денисов говорит, что ГОСТ предъявляет к СИМ требования более серьезные, чем к авто и мотоциклам, в том числе по защите от влаги, контролю температуры с помощью различных датчиков. Он обратил внимание, что обязательное ограничение скорости и тяги мотора в «медленных зонах» фактически гарантирует падение с моноколеса. «Безопасность СИМ, безусловно, важна, но требования должны быть совместимы с реальностью по эксплуатации, — подчеркивает господин Денисов.— Проект требует совместной доработки с пользователями СИМ».
Сбор замечаний к проекту стандарта продолжится до конца июня. Дискуссии, отметим, идут на фоне серьезного прироста аварийности. В конце прошлой недели Научный центр безопасности дорожного движения МВД опубликовал годовую статистику ДТП с СИМ: всего в 2021 году произошло 672 аварии (+67,5% к 2020 году) с 20 погибшими и 704 ранеными.
«Отсутствует техническое регулирование производства, ввоза и обращения таких технических средств, не определен их правовой статус в качестве категории участников дорожного движения, движение СИМ остается неупорядоченным», — резюмируют авторы отчета.
Иван Буранов