Поставляемый в Китай живой краб портится на границе в Приморье

По целому ряду погранпереходов в ДФО сроки строительства постоянно переносятся, на фоне «разворота на Восток» это критично.
Источник: PrimaMedia.ru

Российские поставщики живого камчатского краба в Китай жалуются на проблемы при перегрузке на автомобильном пункте пропуска в Краскино (Приморский край), через который идёт основной поток любимого в Азии деликатеса. Задержка груза даже на один день из-за ограниченной инфраструктуры перехода резко снижает доходность бизнеса. Завершить ведущиеся уже десять лет строительные работы в пункте пропуска Краскино планируется только в 2024 году, открытие запланировано на 2025 год, сообщает ИА PrimaMedia.

Жалкие погранпереходы

Как пишет «Коммерсант» (12+), сегодня основной экспорт живого краба идет в Китай через таможенный пункт Краскино в Хасанском районе. Но его пропускная способность ограниченна: в Краскино всего четыре линии контроля, а из-за изношенности инфраструктуры и постоянных ремонтов стабильно работает только одна.

В Приморье на границе РФ и КНР работают четыре автомобильных пункта пропуска — Пограничный, Краскино, Полтавка, Турий Рог, через которые осуществляется грузовое сообщение. Их пропускная способность составляет 282 транспортных средства в сутки в обоих направлениях. Пассажирское сообщение приостановлено в связи с пандемией коронавируса.

Строительство нового пункта пропуска в Краскино началось десять лет назад, но было заморожено. Потребовалась корректировка проекта, возобновление финансирования и заключение новых контрактов, сейчас ведутся строительные работы.

Запуск в работу нового МАПП «Краскино» позволит увеличить его пропускную способность в 8,5 раз и обеспечить пропуск 750 транспортных средств (650 грузовиков, 50 автобусов, 50 легковых авто) и 4 тысячи 250 человек в сутки.

Как губернаторы Хабаровского и Приморского краев на ВЭФ «мерились» портами

Экстравагантному главе соседнего региона не даёт покоя прибыль приморских стивидоров.

По данным источников «Ъ», в июле текущего года очередь на действующем МАПП «Краскино» достигала 110 машин, что соответствует пяти дням ожидания, а с началом активного экспорта пробка может растянуться до 150 грузовиков. Кроме того, в этом сезоне отгрузки через пункт в Приморье начнут краболовы Северного бассейна, которые столкнулись с проблемой сбыта после запрета поставок морепродуктов из РФ в США и ЕС в рамках санкций из-за военных действий на Украине.

Вице-премьер, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев на совещении секретаря Совета безопасности РФ в июле в Хабаровске привёл данные, согласно которым из 80 пунктов пропуска н Дальнем Востоке функционируют 58, и почти все находятся в ненормативном состоянии.

Более 80% грузопотока проходит через 12 пунктов пропуска, реконструкция которых является приоритетной. На их модернизацию и техническое оснащение деньги Минтрансу выделены, тем не менее по целому ряду пунктов сроки строительства постоянно переносятся",

— сказал полпред Юрий Трутнев.

К примеру, по автомобильному пункту пропуска «Полтавка» в Приморье плановый срок завершения строительства был 2024-й год, но сдача уже сдвинута, минимум, на конец 2026 года.

Морской путь невозможен, автодорога ставит шлагбаум

Представитель ГК «Русский краб» отмечает, что Краскино — приоритетный пункт для перевалки живого краба, поскольку расположен рядом с приморскими портами, а на китайской стороне продукция максимально быстро попадает в приемные пункты со свежей морской водой. Естественно, что каждый день простоя ведет к снижению товарной ценности продукта. В зависимости от вида краба и температурного режима оно может достигать 50%.

По словам президента Ассоциации добытчиков краба Александра Дуплякова, в 2021 году через Краскино перевезли 13,6 тысячи тонн живого краба. В Ассоциации добытчиков минтая оценивали общий экспорт живых и мороженых крабов из РФ за этот период в 75 тысяч тонн.

Исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК; крупнейший добытчик краба в Северном бассейне) Сергей Несветов говорит, что после закрытия США и ЕС рынки Китая, Южной Кореи и Японии остались единственными сопоставимыми по объемам потребления и платежеспособности населения. Добытые в Северном бассейне крабы, очевидно, поедут в Юго-Восточную Азию, и на рынке вырастет конкуренция.

Открыта новая контейнерная линия из Циндао в Европу через Владивосток

Время в пути морем сократится в два раза по сравнению с железнодорожным маршрутом.

Для живых крабов экспорт морским путем после введения Китаем ограничений из-за пандемии COVID-19 стал практически невозможным. Кроме того, для доставки в Китай приходится отвлекать суда от промысла на срок до 10−12 дней.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов говорит, что это снижает прибыль участников рынка, которая была просчитана с точки зрения взятых кредитов и инвестиционных обязательств, так что ситуация для бизнеса может стать критичной.

По мнению Александра Дуплякова, решить вопрос могло бы строительство нового пограничного перехода, способного не только справиться с текущим грузопотоком, но и обеспечить его потенциальный рост. Георгий Мартынов добавляет, что несколько лет назад крупные краболовы готовы были самостоятельно построить дополнительную инфраструктуру и отдельную полосу для скоропортящейся продукции по механизму государственно-частного партнерства. Но идея не нашла поддержки у госорганов.