В приморский порт Козьмино опять пошла нефть в цистернах

Этот маршрут не использовался с момента запуска нефтепровода ВСТО-2 из-за дороговизны поставок по железной дороге.

Источник: PrimaMedia.ru

Российские нефтекомпании возобновляют перевозки нефти в направлении специализированного нефтепорта порта Козьмино в Приморье по железной дороге. Этот маршрут не использовался с момента запуска нефтепровода ВСТО-2, но сейчас эта труба уже полностью загружена. Выход дополнительных нефтяных грузов на Восточный полигон может осложнить положение на железной дороге угольщиков, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на «Коммерсант» (12+).

По данным Argus, структура «Транснефти» 25 сентября отправила по железной дороге в порт Козьмино пробную партию нефти, принадлежащей «Газпром нефти», объемом 4,4 тысяч тонн. Сырье ушло со станции Зуй в Иркутской области. Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, поясняют, что такая схема поставок согласована с «Транснефтью» и нефть поставлялась из ее трубопроводной системы. До морского терминала партия дошла 3 октября, отмечают они.

Железнодорожные маршруты, идущие через иркутские станции Зуй и Мегет, а также от Сковородино в направлении Китая или порта Козьмино, активно использовались нефтекомпаниями до 2015 года, когда была запущена вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО-2), продлившая трубу от Сковородино до наливного терминала Козьмино в Находке, тем самым соединив месторождения Восточной Сибири с рынками АТР.

Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшета в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год, из которых 30 млн тонн уходит по трубе в Китай по ответвлению из Сковородино, еще около 11 млн тонн в год поставляется на Комсомольский и Хабаровский НПЗ, а оставшаяся нефть идет по ВСТО-2 на экспорт через Козьмино (до 40 млн тонн в год).

Транспортировка нефти по трубе значительно дешевле, чем по железной дороге, поэтому с 2016 года интерес к перевозке нефти в цистернах на восток угас. В итоге железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые ранее шли до 15 млн тонн нефти в год, стали не востребованы и были частично законсервированы.

Но за последние два месяца, отмечают источники «Ъ» на рынке, с учетом намерений ЕС остановить с 5 декабря закупки российской нефти часть мощностей вернулась к работе, в частности станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино. Это, поясняют они, связано с тем, что трубопроводных мощностей не хватает.

Президент «Транснефти» Николай Токарев отмечал в сентябре, что с учетом роста поставок в Азию система ВСТО работает на максимальной мощности. В августе 2022 года экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино достиг рекордных 887 тыс. баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Летом компания увеличила пропускную способность ВСТО-2 Козьмино с помощью специальных противотурбулентных присадок. По оценкам правительства РФ, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн тонн в год.

Санкции ЕС существенно увеличат для российских нефтекомпаний стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Поэтому для некоторых объемов, которые и так планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать более выгодной, чем вариант с отгрузкой в танкер на Балтике и последующим 40-дневным вояжем вокруг Евразии.

Массовый приход нефтяных грузов на Восточный полигон может дополнительно осложнить положение российских угольщиков, для которых этот маршрут является сейчас основным способом вывоза на экспорт.

Дело в том, что нефть по прейскуранту относится к грузам второго класса, то есть ее перевозка оплачивается выше, чем перевозка угля (первый класс грузов). Прежде для вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы в восточном направлении действовала специальная квота, но сейчас действие правил недискриминационного доступа к железной дороге на восточном направлении приостановлено, и фактически этот маршрут теперь в первую очередь становится доступен наиболее маржинальным грузам, к которым уголь не относится.