Мэрия Москвы настраивает камеры против аварий

Столичные власти предоставили страховщикам доступ к 700 видеокамерам на МКАД. Это должно ускорить оформление ДТП и исключить наезды на стоящие посреди дороги машины. Решение этой проблемы власти ищут уже три года, разобраться с этой проблемой ранее поручало правительство России. Страховые компании идею поддержали и готовы урегулировать убытки по новой системе, независимые эксперты видят риски для автомобилистов и слабо верят, что видео как-то изменит ситуацию.

Автостраховщики начали заключать договоры со столичным Центром организации дорожного движения (ЦОДД) и получать информацию с камер видеофиксации на МКАД, рассказал вчера заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов. Вчера о заключении такого договора заявили в «Альфастраховании», ранее это сделала «Абсолют страхование».

В ЦОДД «Ъ» рассказали, что подготовили единое соглашение о предоставлении видео по запросу страховщиков, к нему присоединились уже 29 компаний, на них приходится 89% всех полисов ОСАГО в столичном регионе.

ЦОДД начал предоставлять страховщикам доступ к видео для решения проблемы так называемых повторных ДТП — наездов на машины и людей во время оформления мелких аварий, произошедших за 20−30 минут до этого. ПДД, напомним, обязывают участников происшествий, в которых нет пострадавших, сфотографировать или снять на видео окружающую обстановку и убрать машины. На практике съемка и оформление документов занимают много времени, в результате кто-то на полном ходу врезается в стоящий транспорт. Иногда водители стоят в ожидании ГИБДД, опасаясь оформлять все самостоятельно, потому что боятся, что страховщик на основании снимков откажет в выплате. В 2020 году проблема обсуждалась в правительстве, но решения тогда не нашли. В апреле 2022 года вице-премьер Марат Хуснуллин поручил правительству Москвы, МВД и РСА разработать к 1 июля «комплексный план» решения проблемы. В конце 2022 года на кольцевой начали появляться табло, предупреждающие об авариях впереди.

Пилот по предоставлению видео страховщикам, по данным «Ъ», планировалось запустить еще с 1 ноября, но запуск затянулся из-за различных согласований: много времени ушло на подготовку соглашения со страховщиками. В ЦОДД «Ъ» заверили, что МКАД полностью закрыта видеообзором: вдоль кольцевой стоят 700 камер.

Видео смогут получить не только страховщики, но и участники ДТП: в течение пяти дней после аварии, пояснили в центре, нужно будет написать на почту организации, приложив документы о ДТП и копию удостоверения личности, в ответ они получат видео.

«После завершения пилотного этапа полученный опыт может быть распространен на другие дороги Москвы и области с интенсивным движением, а также на федеральные трассы, оборудованные камерами», — заявил вчера Сергей Ефремов. В «Альфастраховании» хотят использовать камеры для урегулирования убытков не только по ОСАГО, но и по каско. «Такая программа должна в обязательном порядке реализоваться во всех городах-миллионниках, столицах регионов и везде, где есть повышенная аварийность, — заявил директор департамента страховых выплат “Альфастрахования” Александр Харагезов.— Это поможет свести к минимуму ошибки при рассмотрении заявлений о ДТП, а также сделает работу с клиентами в этой части максимально прозрачной».

Неизвестно, сколько убытков урегулировано с помощью видео с камер. В ЦОДД вчера заявили, что уже предоставили по запросу компаний 57 видео. Опрошенные «Ъ» эксперты тем не менее оценивают перспективы скептически. Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько подчеркивает, что правила по-прежнему обязывают участников ДТП немедленно останавливаться и перемещать авто только после фиксации повреждений. Если этого не сделать, это будет нарушением.

«Водители должны быть уверены не только в том, что в месте происшествия есть камеры, но и в том, что они исправны и зафиксировали происшествие», — говорит господин Радько. «Пока не наработается история с урегулированием убытков на основании видео, водители будут перестраховываться, — считает эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.— Тем более водителям неизвестно, насколько хорошо момент ДТП был виден на камеру, не было ли посторонних машин в зоне обзора. В любом случае после ДТП водителям придется выходить из машины и согласовывать свои дальнейшие действия».

Видеокамеры на МКАД ЦОДД арендует у компании «Спецдорпроект» по контракту на 4,6 млрд руб. (заключен в начале 2022 года), она же отвечает за работоспособность оборудования.

Иван Буранов