В Петербурге предложили убрать электросамокаты с узких тротуаров

из всего исторического центра Северной столицы. Кроме того, в городе хотят ограничить число арендных самокатов квотами, а также ввести плату за их парковку. Кикшеринговые компании считают, что одними запретами, как в Париже, проблему не решить — надо создавать инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности (СИМ).

С приходом теплой погоды в Петербурге возобновили борьбу с электросамокатами. Депутаты городского Заксобрания предложили убрать шустрый транспорт с тротуаров шириной менее двух метров. А значит — из всего исторического центра Северной столицы. Кроме того, в городе хотят ограничить число арендных самокатов квотами, а также ввести плату за их парковку. Кикшеринговые компании считают, что одними запретами, как в Париже, проблему не решить — надо создавать инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности (СИМ).

С проблемой самокатов сталкиваются все крупные города России и мира. «РГ» регулярно рассказывает о том, как ее пытаются решать в разных странах. Так, в январе этого года в Италии решили ограничить скорость передвижения на самокатах и скутерах 20 километрами в час. В феврале настоящую войну кикшерингу объявили в Германии: там вводят настолько большие сборы для сервисов аренды, что некоторые из них сворачивают работу. А в апреле стало известно, что в Париже с 1 сентября вообще запретят аренду электросамокатов.

Однажды на Невском проспекте гонщики на самокатах сшибли врача, а потом еще избили его за сделанное замечание. Фото: Следственный комитет РФ

Проблема действительно есть. Одно из самых громких происшествий в Санкт-Петербурге с самокатами случилось в мае 2021 года на Невском проспекте. Юные гонщики на тротуаре задели врача и писателя Валерия Айрапетяна, а когда он сделал им замечание, еще и избили его. Мужчина получил перелом ребер. На двоих нарушителей завели уголовное дело. В итоге они выплатили пострадавшему компенсацию, а также судебный штраф.

Нынешней весной в городе снова участились случаи наезда электросамокатов на пешеходов. Врачи детских больниц сообщают, что каждый день к ним поступают в среднем пятеро пострадавших от такого транспорта. Пешеходам и самокатам особенно сложно уживаться в центре Питера, где всегда много людей, а тротуары где-нибудь на Мойке — с метр шириной. Чтобы хоть как-то решить вопрос, город с 2021 года заключает с сервисами аренды соглашение о соблюдении ряда правил. Так, пользователям кикшеринга запрещен въезд на некоторые территории в центре города: Дворцовую площадь, Невский проспект, в Летний и Михайловский сады, Петропавловскую крепость и другие места. В этом году соглашение уже подписали компании Whoosh, Urent, ВusyFly и «Яндекс Go». Но на частные самокаты и «неподписантов» эти правила не распространяются.

А с марта 2023 года вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые официально признали электросамокаты, гироскутеры и прочие СИМ транспортными средствами. На них можно передвигаться со скоростью не более 25 километров в час, а заезжать на тротуары и велодорожки разрешается только устройствам весом менее 35 килограммов.

— Пешеход оказался в самом уязвимом положении, причем на своей законной территории — тротуаре. Самокат на такой скорости запросто может убить человека, — считает инициатор нововведений, председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Петербурга, депутат от ЕР Алексей Цивилев.

Тем временем кикшеринговые компании только расширяют свое присутствие в Северной столице. В этом году шесть сервисов расставили по городу 32 тысячи самокатов — на 7 тысяч больше, чем в прошлом. В планах — довести их число до 70 тысяч. Причем налоги этот бизнес платит в Москве. Петербург получает только НДФЛ с обслуживающего персонала — это три процента всего оборота. А бизнес прибыльный: кикшеринг уже сравнялся в цене с каршерингом. При этом инфраструктуру для самокатов, согласно письму Минтранса России, город должен создавать на свои средства.

— Мы не можем перестроить исторический центр и расширить тротуары. Придется от кого-то или чего-то отказаться: от пешеходов, автомобилей или самокатов. При этом строительство велодорожки с учетом всех проектов и согласований обходится дороже, чем обычной дороги. Откуда брать деньги? Между тем одна из кикшеринговых компаний привлекла на развитие бизнеса в Петербурге 3,6 миллиарда рублей инвестиций. Сервисы внедряют новые технологии и считают, что мы мешаем прогрессу, — рассказал корреспонденту «РГ» Алексей Цивилев.

На заседании комиссии по транспорту представители сервисов аренды заявили, что готовы платить за создание инфраструктуры. Но при этом они хотят сами выбирать локации для дорожек. Предложили, например, проложить их по Невскому проспекту — между тротуаром и проезжей частью. Однако законодатели этот вариант отвергли, поскольку тогда станет тесно машинам.

Врачи детских больниц Петербурга сообщают, что каждый день к ним поступают пятеро пострадавших от самокатов

В кикшеринговой компании Whoosh «РГ» сообщили, что считают непродуктивным ограничение движения на самокатах по всем узким тротуарам в городе с большим историческим центром:

— Надо рассматривать конкретные локации и плотность трафика на отдельных улицах. У нас есть техническая возможность для введения зон автоматического ограничения скорости и запрета на движение. И такие зоны уже закреплены в соглашении с городом. Можно говорить о расширении списка, но так, чтобы это не влияло на работу транспортной модели. А идеальным решением станет развитие СИМ-инфраструктуры и увеличение количества велодорожек. Сервисы кикшеринга готовы участвовать в этом процессе при наличии соответствующих нормативно-правовых документов, — отметил представитель компании Денис Балакирев.

Депутаты со своей стороны согласны подготовить такие документы, но «сдавать» самокатам исторический центр не собираются. Эту позицию разделяют многие петербуржцы.

— Однозначно нужен запрет на пользование не только самокатами, но и велосипедами в центре города, — говорит мать двоих детей Татьяна Зорина. — Они должны ездить только в специально оборудованных местах. Инфраструктура Петербурга такова, что проезд на самокатах по тротуарам может привести к несчастным случаям. Правда, как их запретить — не представляю, особенно если это личные самокаты. Кто им выпишет штраф за нарушение?

Кстати, о штрафах: поскольку СИМ признали общественным транспортом, ГИБДД должна следить за соблюдением правил и привлекать нарушителей к ответственности. Но на практике этого нет — инспекция ссылается на нехватку кадров.

Комиссия Заксобрания в итоге поддержала решение об ограничении числа самокатов и запрете на их езду по узким тротуарам. Письмо об этом будет направлено в правительство города.

Как вам это? Регионы: Запретить нельзя оставить

Москва.

В ряде локаций исторического центра передвижение на самокатах запрещено еще с 1 марта. Места, где пользователям СИМ придется идти пешком, обозначены специальным знаком. Например, нельзя кататься в Александровском саду, на Васильевском Спуске, на Никольской улице, между Моховой и Кремлевской набережной, на Большом Москворецком мосту. За соблюдением ограничения следит полиция. Также в городе есть места, где запрещающих знаков не видно, но при этом самокатчиков не жалуют. Например, при входе на территорию парка-заповедника «Царицыно» охрана требует сложить самокаты и нести их в руках.

В Мосгордуме и ЦОДД, куда «РГ» направила запросы, пока не сообщили, есть ли планы по расширению запрещенных зон.

Пока что вне исторической части города кататься на электросамокатах можно: в «тихих» зонах автоматика замедляет его до 15 км/ч, в прочих местах максимальная скорость достигает 25 км/ч. Эти лимиты многие москвичи считают слишком высокими, в особенности для езды по тротуарам.

Жители Хамовников начали сбор подписей за запрет езды по тротуарам, а 25 апреля на портал «Активный гражданин» поступило обращение за номером № SD23977931 с просьбой вынести этот вопрос на общегородской электронной референдум. Поводом для заявки стал 10-й с начала этого сезона случай травмирования москвичей в ДТП с самокатами. Представители сервиса отметили, что ответ по обращению будет предоставлен в течение 30 дней.

Прямая речь

Андрей Касорин, менеджер интернет-магазина:

— Запрещать езду по тротуарам на СИМ не следует. Это приведет лишь к новым штрафам и недовольству людей. И куда инициаторы предлагают выезжать, на проезжую часть? Так там автолюбители тоже не будут рады такому соседству. Просто надо сделать для самокатов выделенные дорожки, вот и все.

Валентина Львова, пенсионерка:

— Почему не запретят эти самокаты — не пойму. Людям ходить страшно! Полиция почему-то за этим не следит. Вы видели, чтоб мотоциклисты гоняли по пешеходным дорожкам?! А этим самокатчикам почему-то все можно.

Владислава Майорова, мама двоих детей:

— Электросамокат — нормальный вид транспорта, но властям стоит признать свою ошибку: для повсеместного использования СИМ нет ни условий, ни законов. Ну выделите в городе зоны, где нет пешеходов — пусть там этот кикшеринг функционирует как аттракцион. А в остальной части Москвы пусть мораторий вводят. До тех пор, пока для самокатов не будет нормальных выделенных дорог.

Новосибирск

Светлана Каверзина, депутат Совета депутатов города Новосибирска:

— Если бы я была депутатом в Санкт-Петербурге, я бы проголосовала за то, чтобы убрать самокаты с узких улиц в центре города. Как турист я понимаю тех, кто хочет пользоваться самокатом, осматривая достопримечательности, — это удобно. Но в некоторых случаях приходится жертвовать комфортом — прежде всего когда речь идет о безопасности людей.

В Новосибирске сейчас тема самокатов входит в цивилизованное русло, в городе осталась одна кикшеринговая компания (вторая ушла с рынка), предприниматели оплатили аренду парковок. Ну и конечно нельзя сравнивать движение по тротуарам в Питере и в Новосибирске — в Сибири пешеходный трафик не такой плотный.

Екатеринбург

Олег Таратухин, представитель Свердловской организации общественного движения автомобилистов:

— Я не против того, чтобы передвижение самокатов в городах как-то регулировалось и даже появлялись какие-то запреты, но хотелось бы знать, что лежит в обосновании этих запретов — какие-то исследования, статистика… Идет обсуждение безопасности и комфорта передвижения по городу. Без учета интересов владельцев самокатов и пешеходов ни того, ни другого не достичь.

Запрет на передвижение самокатов по каким-то участкам города должен предполагать, что есть безопасные объезды этих зон, а пешеходы должны знать, что, например, на набережной Исети или в парке Маяковского они могут комфортно прогулять — там самокатов не будет.

Ростов-на-Дону

Екатерина Стенякина, член комитета Государственной Думы, г. Ростов-на-Дону:

Вводимые ограничения для фирм проката самокатов никакого ущерба бюджету города не нанесут. Налоги, которые они платят, не такие уж существенные, и еще пару лет назад, когда они не получили такого распространения в городах, бюджет вообще обходился как-то и без них.

Совсем недавно Госдума определила статус электросамокатов как средства индивидуальной мобильности (СИМ) и регламентировала для них правила дорожного движения. На основании этого каждый муниципалитет вправе устанавливать свои порядки, дополнительные ограничения на движение электросамокатов, в зависимости от особенностей планировки, архитектуры, транспортной инфраструктуры города.

Конечно, если в Питере не приспособленные для СИМ узкие тротуары и велика возможность нанести вред здоровью пешеходов и самих самокатчиков, то местные законодатели вправе принимать запретительные меры. В Ростове также было несколько громких случаев: на улице Пушкинской самокат сбил ребенка, на улице Горького человек на самокате попал под колеса автомобиля. После этого обычно активизируются попытки урегулировать это движение.

Мое мнение — разрешить движение электросамокатов только по велодорожкам. Тем более их сеть в Ростове сейчас активно растет, и велодорожки хотят протянуть даже из спальных микрорайонов в центр.

Казань

В Казани власти пока далеки от мысли запрещать езду на электросамокатах в центре города. Напротив, в этом году число парковочных мест для них увеличилось с 500 до 1600. И теперь воспользоваться средствами индивидуальной мобильности можно будет не только в центральной части Казани, но и в других районах. Все в распоряжении горожан будет 7,5 тысячи электросамокатов от трех операторов.

Однако о вопросах безопасности власти тоже не забывают. Все варианты дислокации электросамокатов, которые предложили каршеринговые компании, согласованы с Отделом ГИБДД УМВД России по Казани.

В столице Татарстана помимо новых федеральных правил езды на самокатах и гироскутерах действуют и свои ограничения. На 486 участках действует особый скоростной режим. Например, возле детских садов, школ нельзя разгоняться свыше 10 километров в час. В общественных пространствах — парках и скверах — максимальная скорость составляет 15 километров в час, у торговых центров — 10−15 километров в час. В 44 зонах города движение электросамокатов запрещено.

Что касается ДТП с электросамокатами в Казани, то в прошлом году было девять таких случаев. Их них пять — по вине пользователей.

В 2023 году с открытием сезона пока зафиксирована одна авария с участием самоката.

Подготовили Сергей Буланов, Нина Рузанова, Сергей Панасенко, Лариса Ионова, Олег Корякин.