Недовольство уфимцев общественным транспортом не сводится к отсутствию маршрутов и грубости водителей. Во многих местах нет просто нормально оборудованных остановок. А для инвалидов сесть в автобус или трамвай — чаще всего вообще невыполнимая задача. Парадокс в том, что проверку не проходят даже современные «умные остановки». В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.
Тормозят, где хотят.
О серьезности ситуации заставляют задуматься грустные цифры. По словам председателя общественного совета при Минтрансе Башкирии Рустама Баязитова, даже в Уфе нормативным требованиям не соответствуют 80% остановок. Самые типичные проблемы — нет заездных карманов, не занижены бордюры для маломобильных жителей. Или просто нет павильона и посадочной площадки: автобус может тормознуть где угодно. Так дело обстоит, например, на остановках «Стадион им. Гастелло», «Центр глазной хирургии», «ОАО Амстар». У 18-ой больницы до недавнего времени не было ничего, кроме знака «Автобусная остановка», привязанного проволокой к дереву. После возмущений общественников его убрали — теперь нет вообще ничего. Даже обычную разметку нанести здесь не потрудились. О тактильной плитке и мечтать не приходится.
Немалые проблемы создают и торговые павильоны. На остановке «Авиатехникум», «ХБК», «кафе Утро» они установлены прямо на посадочных площадках. Тут не только инвалид не сможет проехать — здоровый человек не сможет пройти. В целом, на большинстве остановок не приподняты посадочные участки, нет ограждающих бордюров, часто отсутствуют скамейки, ограждения, стенды с информацией о маршрутах. А если автобуса придется ждать в дождь, то есть риск «поплыть» — нормальных водоотводов нет практически нигде.
«Управление потребительского рынка отвечает за торговые объекты, управление коммунального хозяйства — за подъездные карманы, управление транспорта — за сами остановки. В итоге получается, как лебедь, рак и щука: организаций много, а порядок мы навести так и не можем», — возмутился Рустам Баязитов на круглом столе по реализации госпрограммы «Доступная среда» в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Общественной палате региона.
Сделали не по уму.
Не меньшей критики подвергаются и «умные остановки», которые чиновники представляют как новый уровень развития транспортной системы. Эксперт Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) по созданию безбарьерной среды Максим Кожухов принял участие в обследовании объектов в Уфе и заявил по итогам, что они не соответствуют ГОСТам. Например, на остановках «Гостиный двор», «Молодежный театр», «Аграрный университет» нет тактильно-контрастных наземных указателей для людей с ОВЗ.
Чтобы уехать от «Банка УРАЛСИБ» и «Уфы-Арена», инвалиду придется преодолеть одиночную ступень в 28 см, которая считается травмоопасной. Пандусов тут нет, а двери в павильон уже, чем должны быть. У гостиницы «Башкортостан» в направлении «Гостиного двора» разрушены пешеходные пути. Также нет контрастной маркировки на стеклянных стенах павильона. Как пояснил Кожухов, она должны быть яркой в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м, причем на двух уровнях.
«Электронное табло на “умных остановках” слабовидящие люди практически не видят, потому что оно бликует, — высказался адвокат, инвалид по зрению Булат Сафин. — И, конечно, большая проблема — тактильная плитка. Не понятно, где автобус остановился, в итоге приходится ходить туда-сюда по всей длине автобуса и искать, где же эта дверь».
«Непонятно, почему хотя бы новое нельзя сделать нормально, — говорит Рустам Баязитов. — Как мне объясняли, требования по доступной среде не исполняются, потому что их изначально нет в техзадании закупок по этим остановкам. Как так получается, никто объяснить не может».
Взять и сделать.
Общественники и эксперты дают понять, что создать доступную среду для инвалидов — задача выполнимая. И, по-видимому, все сводится к нежеланию местных чиновников заниматься проблемами небольшой части населения. Потому что, например, в Москве для людей с ОВЗ давно созданы все необходимые условия. Доступны метро, парковка, работает социальное такси, есть пандусы и указатели.
«Моя дочь, ученица 11-го класса Айгуль Ибрагимова написала научную работу по исследованию доступной среды, и с этой работой заняла I место в республике, ее пригласили в МГУ им. Ломоносова, — рассказывает председатель общественной организации “Союз матерей “Материнское сердце” Гульшат Ибрагимова. — Когда дочь приехала в Москву, она была поражена, насколько там здорово все устроено, у нее вообще нигде не возникло проблем с передвижением. Что касается исследования, то она сравнивала нормативно-правовую базу и ее исполнение. И пришла к выводу, что нормативы правильные, все ГОСТы хорошо продуманы. Просто делать все должны нормально. И если деньги выделяются, нужны хозяин и взаимодействие”.
По данным администрации Уфы, требованиям доступной среды на сегодня соответствует не более 60% остановок. Однако чиновники в качестве положительных примеров по доступной среде приводят в том числе «умные остановки», признанные негодными экспертами: «Банк “Уралсиб”, “Гостиница “Башкортостан”, “Уфа-Арена”. На электронных табло всех умных остановок, как подчеркивают в мэрии, отображается информация о прибытии транспорта с оборудованием для маломобильных пассажиров.
«Описания объектов закупки (по новым остановкам) формировались, в том числе, с учетом обеспечения требований доступности для маломобильных групп населения и предусматривают наличие пандуса на входной группе павильонов. На остановочных пунктах с уже установленными павильонами закрытого типа обеспечено наличие пологих наклонных площадок, соединяющих тротуар и напольное покрытие. Ранее установленные “умные” павильоны закрытого типа также оборудованы пандусами».
В 2023 году в рамках «дорожной карты» по доступной среде городские власти обещают снизить бортовые камни с устройством пологих спусков на подходах к 165 остановкам. А еще — предусмотреть такие съезды при ремонте новых улиц. Только бы не оказалось потом вновь не по уму.