Эксперты объяснили, почему не работают жалобы на проблемы в сфере ЖКХ

Эксперты рассказали, как эффективно жаловаться на проблемы в сфере ЖКХ.

«Коммуналка» — одна из сфер, на работу которой россияне жалуются чаще всего, но далеко не всегда эти обращения имеют тот позитивный эффект, которого от него ожидают люди. Эксперты рассказали сайту «РИА Недвижимость», как и куда эффективно жаловаться, если возникли проблемы в квартире, в подъезде или во дворе дома.

Проблемы ЖКХЖалуемся в управляющую компанию.

Обращение не в ту инстанцию — это в принципе одна из причин того, чтобы жалобы не работают. Так, в ситуации, когда жители дома недовольны работой управляющей компании — плохо убирают в подъезде, долго не меняют перегоревшую на лестничной площадке лампочку или не вставляют разбитое стекло — нужно адресовать все жалобы ей, а не писать обращение сразу в жилинспекцию.

Это, как минимум, затянет решение проблемы, так как обращение все равно спустят в управляющую компанию, и автор жалобы просто потеряет время.

«Сегодня для того, чтобы напрямую связаться с УК, есть много возможностей: у большинства крупных компаний уже есть собственные мобильные приложения, где удобно оставлять заявки. Также, как правило, есть возможность обратиться в управляющую организацию на ее сайте, по телефону диспетчерской или написать заявление непосредственно в офисе», — перечисляет гендиректор управляющей компании микрорайона «Соколиная гора» Дмитрий Чуркин.

А вот если управляющая компания в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения не предоставила ответа, и проблема не устранена, тогда уже есть смыл переходить на следующий уровень — жаловаться в жилинспекцию или управу своего района, рекомендует он.

Сегодня сделать это тоже совсем несложно — не надо никуда ходить, достаточно написать в электронную приемную на сайте этих организаций.

Еще одна возможная инстанция — прокуратура, добавляет член Ассоциации юристов России Вита Галайба. Она проведет проверку обоснованности обращения и по результату выдаст предписание управляющей компании.

«Но не надо писать сразу во все инстанции. И уж точно не стоит в одном письме перечислять адреса организаций, в которые вы адресуете свое послание. Рассматривать ваше обращение будут только по первому адресу, а остальные адресаты примут к сведению, оставив без ответа», — предупреждает зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

Жалуемся в полицию и пожинспекцию.

Нередко при любых возникающих проблемах люди спешат пожаловаться в полицию — начиная от шума в соседской квартире, заканчивая мусором в подъезде.

Надо понимать, что полицейские имеют ограниченный круг полномочий и никак не смогут помочь, например, в вопросах незаконной перепланировки или «затопа» соседями сверху. Вызывая наряд по таким вопросам, вы просто-напросто отвлекаете сотрудников МВД от их прямых обязанностей.

По поводу незаконных перепланировок следует направлять жалобы жилищную инспекцию, объясняет Разворотнева. А если вас затопили, необходимо оставить заявку в аварийно-диспетчерскую службу. Ее представители вместе с управляющей компанией и собственником составят акт, определят виновных.

А вот нарушение режима тишины, драки, порча общедомового имущества, курение в подъезде — все это повод обратиться в МВД, ну или к своему участковому.

Захламление тамбуров, холлов перед лифтами, подвалов или чердаков относится к нарушению правил пожарной безопасности. Жаловаться в этом случае следует в Пожарную инспекцию МЧС, добавляет Разворотнева.

Как именно жаловатьсяОпределяем, кому направлять заявление.

Прежде чем писать по той или иной проблеме, хорошо бы понять, кто действительно отвечает за территорию или конкретные работы, советуют эксперты.

Так, например, есть нюансы с уборкой придомовой территории. Не всегда за нее отвечает управляющая компания. Если это муниципальная территория, то за нее ответственны местные власти и нужно обращаться жалобой в отдел благоустройства муниципалитета, говорит Галайба.

Так что, если в данной ситуации написать жалобу в управляющую компанию, она резонно ответит, что не занимается этой проблемой и нужно обращаться в другую организацию. Это как минимум потеря времени.

Используем порталы и приложения.

Для того чтобы жалоба дошла до нужного адресата, есть смысл пользоваться городскими порталами — к примеру, в Москве это mos.ru, «Активный гражданин», «Наш город».

Все письменные и электронные обращения здесь фиксируются и направляются по адресу, им присваивается уникальный номер, по которому впоследствии можно отслеживать судьбу своего обращения.

Правильно формулируем жалобу.

Неважно, каким образом и в адрес кого подается жалоба, есть очень важный аспект!

Нужно внятно описать проблему, чтобы было понятно, на что, собственно, человек жалуется. Ведь порой такие обращения являются абсолютно нечитаемыми и именно по этой причине не работают.

Жалоба должно быть достаточно лаконичной, но важно, чтобы были упомянуты все важные моменты: суть проблемы, адрес происходящего, дата возникновения.

Самое главное правило звучит следующим образом:

Одно обращение — одна проблема!

«Не надо писать пространных эмоциональных писем, сваливая в одну кучу все проблемы по дому», — говорит Разворотнева.

В лучшем случае автор жалобы получит ответ на самый безобидный вопрос, и обращение будет снято с контроля — формально ответ жителю был отправлен, а насколько он информативен, разбираться никто не будет, резюмирует она.

Проблемы с соседямиПочему жалобы не помогут.

А вот разногласия с соседями по большей части происходят из-за таких поводов, по которым проще все решить миром, уверяют эксперты. Как минимум, с этого нужно начинать. Но на практике люди, вместо того чтобы хотя бы попытаться по-хорошему поговорить с соседом и объяснить ему причину недовольства, сразу же за его спиной жалуются куда ни попадя — чуть ли не президенту.

К примеру, среди частых ситуаций — сосед выставляет мусорные пакеты в приквартирный тамбур, ведет себя слишком шумно, выгуливает собаку без намордника, перечисляет варианты Разворотнева.

Во всех этих случаях, по ее словам, путь обращений в различные инстанции будет не особенно эффективным и, как минимум, очень долгим. Кроме того, он наверняка разозлит соседа, и у него появится желание напакостить еще сильнее чисто из чувства противоречия.

«Так, к примеру, в Москве за выгул собак без поводка и намордника или неубранные экскременты грозит всего лишь небольшой штраф от 1 тысячи рублей до 2 тысяч рублей. Даже если человек получит этот штраф, газон от этого чище не станет», — констатирует Разворотнева.

Когда придется ждать годами.

Что касается квартир, которые становятся складом мусора или приютом для множества домашних животных, то бороться с этой напастью путем жалоб в официальные инстанции еще сложнее. Для начала можно обратиться в Роспотребнадзор, он выпишет собственнику предписание за нарушение санитарных норм. Если это не поможет, то надо подавать иск в суд.

«Бывали случаи, когда суд обязывал управляющую компанию убрать помещение, а все затраты на эту уборку впоследствии должен был устранить собственник квартиры. Но такие решения встречаются крайне редко, да и судебных решений приходится ждать годами», — предупреждает Развортнева.

Оптимальный вариант решения проблемы.

Наилучшим решением в подобных ситуациях будут вовсе не жалобы, а профилактические беседы с соседями — зачастую с подключение к этому других соседей и управляющей организации, которая сможет установить предупредительные таблички для владельцев животных и будет проводить регулярную уборку газона, резюмирует она.