Ростехнадзор обсуждает перенос даты остановки порядка 140 тыс. лифтов с истекшим сроком эксплуатации в жилых домах с февраля 2025 года, сообщила «РИА Новости» зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
«Сейчас таких лифтов порядка 140 тысяч, и всем очевидно, что до февраля 2025 года мы эти лифты не заменим. Поэтому Ростехнадзор по формальным основаниям начнет их останавливать как несоответствующие требованиям технического регламента. Сейчас там активно обсуждается вопрос о переносе этой даты», — сказала Разворотнева.
Депутат допустила, что по итогам проверки остановят некоторые из них, хотя в стране все еще много «опасных лифтов». По ее словам, без поддержки государства эту задачу выполнить невозможно, а самая тяжелая ситуация сегодня сложилась в домах, которые выбрали способ накопления на ремонт через спецсчета.
«Лифты сейчас очень подорожали, это самый дорогой вид капремонта, больше 3 млн уже стоит. На спецсчетах нет, занять их неоткуда», — пояснила Разворотнева. Она привела в пример Фонд развития территорий (ФРТ), изучающий опыт Свердловской области, где часть затрат на лифты софинансирует регион, часть — сами собственники, благодаря чему лифт можно оплатить в рассрочку. Парламентарий считает, что такую практику нужно распространить на всю страну: когда около 20% выделяет федеральный бюджет, 30% — региональный, а остальное — рассрочка.
«И вот при таком совместном подходе мы могли бы действительно в ближайшие три года заменить порядка 40 тыс. лифтов. На это нужно 22,6 млрд руб., причем в ближайший год нужно порядка 5 млрд, а потом по нарастающей. Если эту схему продолжить до 2030 года, то мы точно все лифты приведем в нормативное состояние», — заключила Разворотнева.
Представитель пресс-службы Ростехнадзора Андрей Виль после публикации материала уточнил, что в России на сегодняшний день отработали назначенный срок службы 112 289 лифтов из более чем 571 тыс. При этом в 2021—2022 годах было заменено свыше 33 тыс. лифтов, однако с 1 марта 2023 года Ростехнадзор не участвует в приемке лифтов, напомнил Виль.
Отвечая на вопрос, на какой стадии находится обсуждение инициативы о продлении срока службы лифтов еще на пять лет, Виль указал, что речь не обо всех лифтах в целом. «Проектом Решения Евразийской экономической комиссии “О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза “Безопасность лифтов” предусмотрено продление до 15 февраля 2030 года эксплуатации лифтов, запущенных до вступления в силу указанного Регламента (15 февраля 2013 г.) и отработавших назначенный срок. В настоящий момент Решение обсуждается в рамках ЕЭК” — отметил представитель Ростехнадзора.
После начала военной операции на Украине крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. В их числе американская компания Otis, которая продала российский бизнес компании Ice Development, немецкая TK Elevator и финская KONE. Cовокупная доля Otis, KONE и TK Elevator составляла примерно 20,1%, сообщил летом 2022 года Forbes со ссылкой на данные Комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза. Тогда же издание сообщило о дефиците скоростных лифтов для небоскребов и высокобюджетного жилья.
В Минпромторге при этом опровергли данные о том, что в России может начаться дефицит лифтового оборудования. При этом, как сообщал «Коммерсантъ», только за первое полугодие 2022 года объемы его производства сократились на 40%. Среди причин собеседники издания назвали уход иностранных компаний и сокращение спроса на жилье.
В марте 2023 года в Ростехнадзоре сообщали, что около 20% лифтов — порядка 100 тыс. штук — уже выработали максимальный срок службы. В мае этого года гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко заявил, что в России срок службы 70 тыс. устаревших лифтов продлят на пять лет. «Естественно, мы их продлим еще на пять лет, это понятно», — сказал он, отметив, что проблему износа такого оборудования не решить переносом сроков службы. Летом Мутко также отмечал, что ускорить замену устаревших лифтов в России поможет льготное финансирование под уступку денежного требования, или факторинг.