Существующие мастер-планы городов предстоит доработать, а законодательно самое понятие «мастер-план» будет закреплено до конца 2024 года. Об этом рассказали в министерстве строительства и ЖКХ Российской Федерации. За что сегодня экспертное сообщество критикует главный стратегический документ Владивостокской агломерации, и какие решения мастер-плана требуют доработки, выясняло ИА PrimaMedia.
Не обнародовано.
«Там, где мастер-планы уже разработаны, как в городах Дальнего Востока, документы нужно будет немного доработать с учетом того, что до конца 2024 года мы планируем закрепить понятие мастер-плана законодательно. Мы сделаем его совмещенным стратегическим документом градостроительного развития и социально-экономического роста», — цитирует ТАСС (6+) первого заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Александра Ломакина.
При этом мастер-планы дальневосточных городов утверждены и уже реализуются. Только в Приморском крае документами предусмотрены 373 мероприятия с инвестициями 1,4 трлн рублей. Из которых до 2030 года 1,2 трлн планируется потратить на «реновацию» Владивостокской агломерации, 0,07 трлн на Большой Камень, 0,04 на Находку, 0,03 на Арсеньев и 0,1 на Уссурийск. Такими цифрами поделилась Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Среди источников финансирования будут использованы средства единой президентской субсидии и специальных казначейских кредитов.
Новые горизонты строительства на Дальнем Востоке: комфорт и технологии в социально-экономическом развитии региона.
Энергоэффективность и важность комфорта при строительстве обсудили в рамках ВЭФ — 2024.
Однако подробная информация пока не доступна ни потенциальным инвесторам, ни экспертному сообществу, ни широкой общественности, отмечает архитектор, партнёр КБ «Стрелка» Алексей Муратов. К примеру, сообщается, что в рамках мастер-плана Владивостокской агломерации закуплены 20 автобусов и 16 троллейбусов, но отсутствуют сведения о планах по дальнейшему обновлению парка общественного транспорта. Непонятно, как эта закупка вписывается в общую стратегию развития ОТ города.
«До сих пор мастер-планы не представлены в открытых источниках. Когда я готовился к сессии Восточного экономического форума по развитию большого Владивостока, мне пришлось обратиться к 10 контрагентам, так как нигде в открытом доступе нет нужной информации», — комментирует архитектор.
Каждый мастер-план представляет собой документ на сотни страниц. Но сегодня единственный источник, с которым может ознакомиться широкая общественность, это распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 4073-р об изменениях долгосрочных планов комплексного социально-экономического развития городских агломераций Дальнего Востока. Как поясняют в КРДВ, большая часть работы по мастер-планированию вылилась в этот документ. Там прописаны ключевые проекты и предполагаемые объёмы финансирования.
Из распоряжения следует, что к 2030 году нефтебазу перенесут с района Первой Речки за пределы Владивостокского городского округа. На острове Русском построят вторую очередь кампуса ДВФУ и научно-технологический центр. Владивосток и Артём газифицируют, а жителей домов, признанных ветхими и аварийными по состоянию на 1 сентября 2023 года, переселят в новое жильё.
Интересны планы по модернизации и строительству коммунальной инфраструктуры. В документе указано строительство «очистных сооружений ливневой канализации с ликвидацией прямых выпусков в водные объекты и 120 км канализационных сетей». Предусмотрены ликвидация выпуска в бухту Новик от поселков Мелководный, Парис, Шигино, строительство канализационных насосных станций и напорного коллектора канализации в районе Патрокл, строительство сетей и объектов водоотведения в районе бухты Лазурная и другие важные мероприятия. Но конкретики, опять же, распоряжение правительства не даёт. И где именно во Владивостоке будут построены заявленные 8 локальных очистных сооружений, остаётся неясным.
«Те фрагменты мастер-плана Владивостока, которые я видел, не позволяют составить аргументированное мнение об этом документе. Считаю, что такая закрытость вызывает обоснованные вопросы», — комментирует архитектор Владимир Прокуров.
Если это действительно серьезный стратегический план развития города, то он должен быть доступен для общественного обсуждения и экспертной оценки, считают в отраслевом сообществе.
Пушка-бомба: информацию о мастер-планах городов ДФО объединят на цифровой платформе.
Информационная система будет полезна для органов власти, инвесторов и горожан.
По словам Алексея Муратова, работа в этом направлении ведётся. Всю информацию о реализации мастер-планов Дальнего Востока для органов власти, инвесторов и горожан планируется объединить на цифровой платформе «25 городов». Сейчас КРДВ разрабатывает сервис совместно с КБ «Стрелка». В настоящее время ИСУП «25 городов» интегрируют с Национальной системой пространственных данных Росреестра (НСПД). Это позволит получать пока «верхнеуровневую» информацию — наименование объекта, дату начала реализации, окончания проекта и его статус — запущен проект или нет.
Комплексное развитие.
Общественник, организатор лекций, посвящённых мастер-плану города, Павел Милкин обращает внимание, что актуальные данные о развитии Владивостокской агломерации в принципе найти трудно. Например, этой касается территорий комплексного развития, которым стратегический документ уделяет большое внимание.
«До лета 2023 информация о КРТ была на сайте администрации gorod.vlc.ru, сейчас её там нет, но в более сложном варианте доступа можно найти на портале ГИСОГД», — рассказал Павел Милкин.
В разделе «Жильё» распоряжения правительства № 4073-р речь идёт о нескольких территориях комплексного развития во Владивостоке. Это район мыса Кунгасного (до Океанского проспекта), район мыса Калузина, район мыса Фирсова (до проспекта 100-летия Владивостока), а также комплексное развитие территорий на побережье бухты Малый Улисс.
Подробных сведений о реализации механизма, который позволяет инвесторам получать земельные участки без торгов, документ не содержит. А между тем портал ГИСОГД Приморского края показывает, что практически весь Владивосток покрыт зонами КРТ. У экспертов такие «информационные провалы» вызывают вопросы.
Из Москвы виднее.
Многие указывают и на то, что активное участие в разработке мастер-планов для городов ДФО принимали московские компании. Например, мастер-планы Читы, Владивостокской, Хабаровской и других агломераций разрабатывало КБ «Стрелка». С одной стороны, это опытный игрок в сфере стратегического консалтинга. Проекты КБ «Стрелка» разрабатываются под задачи самого разного масштаба, от локального городского квартала до городских агломераций. Компания работает с международными и федеральными заказчиками, такими как Министерство строительства и ЖКХ РФ, Министерство финансов РФ, и является партнером крупнейших российских НКО — Фонда развития моногородов, Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково».
С другой стороны, дальневосточников интересует, насколько хорошо москвичи погружены в локальный контекст, чтобы разработать жизнеспособную стратегию развития городов.
Этот вопрос в ходе Восточного экономического форума поднял модератор одной из сессий, первый заместитель генерального директора ФСК «Регион» Роман Капинос.
Две главных проблемы в реализации мастер-планов городов Дальнего Востока озвучили на ВЭФ.
Главы регионов обменялись мнениями и предложениями на «губернаторской сессии».
«На Дальнем Востоке в особенности очень сильна функция ЛОМов или лидеров общественного мнения. Иногда мы встречаем такое мнение, что “московские товарищи нарисовали мастер-план, а нам это не нравится”. Планируете ли вы собирать какой-то срез общественного мнения?», — обратился он к представителям КБ «Стрелка» и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
На это представитель КРДВ ответил, что «с данной риторикой можно бороться только через активное вовлечение дальневосточников в процессы управления реализацией мастер-планов». Ожидается, что единая унифицированная цифровая платформа так же объединит информацию для экспертов, которая поможет в городском планировании и развитии, позволяя за считанные минуты получать максимум нужных сведений. Возможно, сервис будут использовать и для проведения общественных голосований.
Ландшафтно-климатический контекст.
Недостаточно прописаны в мастер-планах и природные особенности территорий, связанные с изменениями климата.
Архитектор Павел Казанцев обращает внимание, что в градостроительной практике этому вопросу в принципе уделяется мало внимания. Например, министерство архитектуры и градостроительной политики Приморья подготовило закон, обязывающий застройщика разрабатывать эскиз мастер-плана застройки в муниципалитетах края. И к документу есть замечания.
Зелёные сценарии для Владивостока обсудили эксперты на ВЭФ-2024.
Как решить проблемы с озеленением в «мегазелёном» городе.
«В разделах предпроектного анализа территории требования по оценке ландшафтно-климатического контекста отрывочны и не носят системного характера. Если смотреть пункт 1.8. “Визуально-ландшафтный анализ проектируемой территории”, там есть требование оценки исходного рельефа, но не в части его влияния на биоклиматический комфорт участка. Микроклимат очень важный фактор проектирования в нашем горном прибрежном регионе. Ветровой и инсоляционный режим резко отличается на вершинах гор, в долинах или на побережье. Его изменения могут повлиять на тепловой комфорт улиц и дворов, энергоэффективность планируемой застройки, на распределение атмосферных осадков, и последующее подтопление участка. Также водно-зеленый каркас упоминается уже в разделе проектирования 1.13.4. “Схема предложений по благоустройству территории”, а положения об оценке исходного состояния водных систем и растительного покрова территории проектирования в проекте документа пока нет», — комментирует Павел Казанцев.
Примерно такие же замечания эксперты предъявляют в целом к мастер-планам городов. По общим оценкам, природным особенностям территорий было уделено недостаточно внимания.
Натянули на мастер-план.
Кроме того, решения мастер-плана, по мнению собеседников агентства в сообществе урбанистов Владивостока, не в полной мере учитывают проделанную ранее работу, в том числе в рамках ПКРТИ.
ПКРТИ — это программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, составленная на основе исследования транспортной ситуации в городе. Эксперты проанализировали пробки, нехватку парковочных мест, неразвитость системы общественного транспорта и разработали соответствующие решения, которые вошли в итоговый документ, включая внедрение платных парковок и увеличение количества автобусов на маршрутах. Однако ПКРТИ так и не был интегрирован в мастер-план Владивостока.
Сколько стоит будущее: мастер-планы городов реализуются на Дальнем Востоке.
Точки роста и слабые места обсуждаем с экспертами.
В то же время, по мнению экспертного сообщества, многие проекты в документе выглядят «притянутыми туда искусственно». Есть среди них и те, которые, казалось бы, к мастер-плану не имеют отношения вовсе. Допустим, кёрлинговый центр Владивостока, который уже введён в эксплуатацию.
Другой пример — улично-дорожная сеть микрорайона Владивостока Патрокл. Её начали строить на казначеские кредиты, явно не в рамках мастер-плана Владивостокской агломерации.
Возможные риски.
И одно из главных опасений связано с финансированием мероприятий в рамках мастер-планирования. Предполагается, что реализация стратегических проектов будет финансироваться за счёт федерального, краевого и муниципального бюджетов. А одним из ключевых инструментов станет концессия.
Между тем во Владивостоке достаточно проектов, которые строились с помощью государственных средств, но в итоге пополнили список печально известных долгостроев города. Среди них — недостроенный концессионером физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) в Снеговой пади или «Инновационный культурный центр на Русском».
Срок сдачи школы на Патрокле сдвинулся в четвертый раз.
Теперь объект обещают построить в июле 2025 года.
Эксперты подчёркивают важность предотвращения злоупотреблений в процессе реализации мастер-плана Владивостокской агломерации. Прозрачность финансирования, строгий аудит, общественный надзор, детальная проработка концессий, открытые конкурсы, регулярная отчетность и система ответственности исполнителей с обязательными KPI — меры, которые могут значительно снизить риски коррупции и повысить эффективность реализации проектов, считают собеседники редакции.
Результаты опросов.
Добавим, что по задумке разработчиков, мастер-план создаётся при высокой вовлеченности населения в процессы планирования. Однако проведённые опросы показывают, что большинство дальневосточников с главным градостроительным документом не знакомы.
SakhalinMedia, AmurMedia, KamchatkaMedia, NakhodkaMedia, ChitaMedia и PrimaMedia в своих телеграм-каналах (16+) провели опрос читателей. На выбор предлагались несколько вариантов: «Я знаю, что такое мастер-план и видел (-а) его»; «Приблизительно понимаю, что это, но мало знаю»; «Не понимаю, что это, и слышу в первый раз»; «Я причастен (-на) к созданию мастер-плана» и «Меня не интересуют никакие мастер-планы».
Самым популярным оказался третий вариант — «Не понимаю, что это, и слышу в первый раз». Он набрал 44 процента голосов в Приморье, 48 процентов в Сахалинской области, 36 процентов в Амурской области, 47 процентов в Находке и 27 процентов в Камчатском крае.
Судя по результатам опроса, лучше всего знакомы с мастер-планом жители Амурской области — там вариант «Я знаю, что такое мастер-план, и видел (-а) его» выбрали 23 процента респондентов. Для сравнения — в Приморье цифра составила всего 8 процентов.
А худшие результаты показал Забайкальский край. О мастер-плане Читы слышали только 4 процента респондентов, и 56 процентов выбрали вариант «Не понимаю, что это, и слышу в первый раз».
ИА PrimaMedia продолжает собирать комментарии экспертов для выявления ключевых проблем в реализации мастер-планов.