Технология NTN-DTC, которую в 2025 году обещают запустить в Starlink Илона Маска, может полностью изменить конфигурацию глобального доступа в Интернет и разрушить национальные режимы регулирования доступа в Сеть. Станет запуск этой технологии вызовом и для российских регуляторов. Российские IT-компании так же строят низкоорбитальную спутниковую систему, но еще не приняли решения о поддержке NTN-DTC.
Низкоорбитальные спутниковые системы стали новой ступенью в развитии рынка мобильной связи по всему миру. Самой успешной на сегодня является Starlink, аналогичные решения есть еще в ряде стран, в России таким проектом занимается «Бюро 1440».
На первом этапе, напоминает GR-директор «Мегафона» Владимир Месропян, речь шла о стандартной низкоорбитальной спутниковой сети и стандартном способе приема сигнала на терминальное устройство. «То есть терминал, имеющий компактный, но все-таки довольно большой размер. Этот терминал нужно произвести, ввести на территорию страны, дальше развернуть. Для покрытия всей поверхности Земли таким сигналом нужно запустить не менее 300 спутников. Ресурс одного аппарат до 10 Гбит/сек, задержки — до 70 миллисекунд, то есть приемлемо для большинства задач», — говорит Месропян.
Эта технология требует размещения наземных станций, поддерживающих распространение сигнала. На территории России такого оборудования у Starlink нет, так как компания Илона Маска не работает в нашей стране. Ближайшие станции находятся на территории Литвы и Польши.
В России разработкой отечественной низкоорбитальной группировки занимается «Бюро 1440» (компания входит в ИКС Холдинг«). Компания планирует к концу 2027 года запустить 292 аппарата собственной разработки, а до 2030 года — 383. Проект по разработке системы низкоорбитальной спутниковой связи является составной частью нацпроекта, представленного вице-премьером- главой аппарата правительства Дмитрием Григоренко на ВЭФ-2024. В октябре Минцифры сообщило, что, группировка создаётся в рамках государственно-частного партнерства: более 300 млрд рублей инвестирует “Бюро 1440”, более 100 млрд рублей направит Минцифры на компенсацию ставки по льготным кредитам и финансирование запусков.
Существуют шесть факторов, которые будут влиять на возможность такую группировку для России развернуть, сообщил Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома».
«Первое — это запуск конвейерного производства спутников. Оно строится. Мы ждём, что такое производство появится, и это будет первым важным сигналом, что такая отечественная группировка в принципе возможна для нашей страны. Для того, чтобы покрыть нашу страну устойчивым спутниковым широкополосным интернетом нужно почти 400 аппаратов. Соответственно требуется производить около 100 космических аппаратов в год, чтобы решить задачу за три-четыре года», — заявил Глазков.
Он отметил, что для отправки группировки на орбиту, потребуется приблизительно 15 дополнительных запусков ракет-носителей в год. При этом, речь идёт не только о наличии самих ракет, но и о возможности их запустить, потому что технологические возможности космодромов и астрономические окна для запусков ограничены.
«Кроме того, нужна наземная инфраструктура. Чтобы “приземлять” сигнал со спутников надо ежегодно производить около 50 тысяч наземных терминалов. И пока что дешевыми они не получаются. Требуется радиочастотный ресурс. И, наконец, нужно не пускать зарубежных игроков на наш рынок, иначе он станет и без того небольшим для отечественных операторов спутниковой связи», — заявил представитель «Ростелекома».
Следующий этап, который заявлен к реализации уже в 2025 году — это технология NTN-DTC, Direct-to-Cell Phone, то есть сигнал со спутника приходит непосредственно на мобильное устройство. Причем, как заявляют в Starlink, уже в 2025 году устройства с поддержкой 4G-5G на мобильных телефонах будут принимать такой сигнал в диапазонах 1.6−2.7 ГГц. То есть фактически, отмечает Месропян, 96% устройств в России будут поддерживать такой сигнал. «Те, кто реализуют эту технологию, будут играть в высшей лиге», уверен он.
«С учетом того, что технология direct-to-cell использует полосы частот наземных сотовых операторов, подключение смартфонов к системе Starlink возможно только в странах, где Starlink заключил партнерские соглашения с местными операторами». — отмечает Олег Иванов, гендиректор НИИ Радио.
Иванов сообщил «РГ», что в НИИ Радио проводились исследования, посвященные применению технологии direct-to-cell в России, включая анализ частотных полос, которые могут использоваться в рамках этой технологии. По его словам, в настоящее время при ГКРЧ создана рабочая группа, которая определит дальнейшие условия и возможности потенциального применения технологии direct-to-cell в России.
«Также летом этого года ГКРЧ одобрило заявку компании МТС на использование полос частот 1950−1965 МГц и 2140−2155 МГц для проведения демонстрационных тестов технологии direct-to-cell в России в Томской области», — рассказал Иванов. В МТС не смогли прокомментировать «РГ» ход тестов и их результаты.
При этом из заявлений «Бюро 1440» следует, что компания пока не приняла решения о реализации в рамках своего проекта технологии NTN-DTC. В «Бюро 1440» не смогли прокомментировать «РГ» планы по развитию проекта.
Эксперты считают, что запуск технологии NTN-DTC иностранными компаниями может стать достаточно серьезным вызовом в вопросе защиты от опасного и экстремистского контента. Так как сотрудничество с местным сотовым оператором является скорее выбором Starlink, а не обязательным требованием.
«Нет возможности сплошной блокировки сигналов. Сложно контролировать оборот и обеспечить полный запрет национального терминального устройства, хотя это довольно редкие и дорогие вещи, которые на массовом рынке, естественно, не нужны. Ну и, собственно, мы понимаем, что вся терминация, обработка трафика происходит в стране владельцев сервисов», — говорит Месропян.
Оборудование Starlink в России не прошло сертификацию, так что использовать его нельзя. За подключение к интернету через терминалы Starlink россиянам грозит административный штраф. Кроме того, из-за отсутствия наземных станций сегодня Starlink на территории России фактически не работает. Однако с запуском NTN-DTC ситуация может измениться.
Любое флагманский смартфон сможет использовать эту технологию, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Android, iPhone, Huawei и так далее. Фактически запуск этой технологии позволяет обойти самое главное ограничение, которое есть у Starlink, необходимость использовать тарелку. То есть, по сути, возможность работать на территории любого государства без оглядки на местные законы и так далее», — отмечает эксперт.
Муртазин отмечает, что блокировать ввоз таких устройств будет так же затруднительно, потому что это массовые гаджеты. Отключать эту функцию для России производители, официально ушедшие из страны, вряд ли будут. «При параллельном импорте мы не можем ограничить конкретные модели. Кроме того, ожидается, что Starlink начнет продажу и своих телефонных трубок — вот их ввоз скорее всего будет ограничен», — добавляет он.
В Роскомнадзоре не смогли прокомментировать «РГ» планы по взаимодействию с иностранными NTN-DTC.