Ученые из Российского технологического университета МИРЭА разработали виртуальный полигон для обучения студентов по дисциплине «криминалистика». Авторы VR-пространства воссоздали место преступления, которое можно изучить с помощью шлема и специальных датчиков, транслирующих рукам тактильные ощущения. Полученные навыки затем можно отработать на стандартном аналоговом полигоне, который полностью повторяет ситуацию. Эксперты полагают, что технология позволит исключить человеческий фактор и снизить риск ошибок во время образовательного процесса.
Как работает первый в России VR-полигон.
Специалисты Института кибербезопасности и цифровых технологий РТУ МИРЭА разработали инновационный проект — виртуальный полигон для подготовки будущих криминалистов. Для погружения в него достаточно любого компьютера, шлема виртуальной реальности и специальных датчиков, которые крепятся на руки и позволяют взаимодействовать с предметами в виртуальном мире. «Известия» первыми протестировали актуальную версию технологии, которую в вузе подготовили специально для нашей редакции.
— Стандартные полигоны для подготовки криминалистов имеют свои недостатки, основной среди которых — влияние человеческого фактора. Проверяющие могут упускать ошибки студентов, что способно привести к серьезным последствиям в реальной практике. Исключение влияния человеческого фактора при проверке позволит снизить риск таких ошибок. Современные VR-технологии подходят для создания подобных решений. В существующих аналогах на рынке часто есть недостатки в графике и управлении, что делает наш проект уникальным и востребованным. Использование тренажера упростит обучение криминалистов, включая учебные программы специализированных учебных заведений, и повысит его качество. Тренажер будет отвечать всем стандартам и требованиям, являясь улучшенной версией учебного полигона для подготовки криминалистов, — рассказала студентка Института кибербезопасности и цифровых технологий РТУ МИРЭА Рената Хасанова.
VR-полигон учит правильной работе с уликами и сбору вещественных доказательств на примере реальных дел, которые в университете называют фабулами. Во время виртуальной подготовки уделяется внимание каждой детали — и как в реальной жизни одно неловкое движение может уничтожить отпечатки пальцев или другие улики, отметила она.
Полигон называется «Виртуальное место происшествия» и позволяет воссоздать различную обстановку мест происшествий в зависимости от заданных фабул, которую затруднительно сымитировать в условиях образовательного учреждения. Выбор встроенных инструментов в виртуальной среде, которые могут использовать студенты при работе с криминалистическими объектами, более разнообразен, нежели в физических условиях. Сценарии разрабатываются с учетом консультации действующих сотрудников правоохранительных ведомств и научных работников университета, обучающих студентов в области юриспруденции, отметила кандидат юридических наук и старший преподаватель кафедры КБ-12 «Правовое обеспечение национальной безопасности» Института кибербезопасности и цифровых технологий РТУ МИРЭА Ксения Шевелева.
— В настоящий момент подготовка студентов выполняется посредством проведения практических занятий на криминалистическом физическом полигоне. Это позволяет практиковать проведение различного рода следственных действий, таких как осмотр места происшествия, следственный осмотр, обыск, выемка. Студенты обучаются правилам обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступлений. Внедрение VR, воссоздающего обстановку физического полигона в полной мере, позволит проанализировать действия конкретного студента на физическом полигоне, повторить сценарий в виртуальной среде, провести работу над ошибками и закрепить пройденный материал, — сообщила она.
Таким образом, студент получает возможность изучить место преступления и поработать с вещественными доказательствами в виртуальной реальности, а затем побывать на физическом полигоне, который в ограниченном объеме позволяет воссоздавать ситуации из VR-проекта при наличии необходимого реквизита, отмечает специалист. В настоящий момент в прототипе VR-полигона представлена ровно одна сцена с телом жертвы, а также два инструмента для изучения места преступления: дактилоскопическая кисть и лифтер (лента-скотч).
Виртуальное место происшествия.
По окончании работ студенты-криминалисты получат максимально точный тренажер, который повысит качество их обучения, а общество — более подготовленных и квалифицированных специалистов, считает Рената Хасанова.
— VR-полигон поможет показать важность сотрудничества между специалистами разных направлений и позволит объективно оценивать работу студента на практических занятиях, отрабатывать допущенные ошибки и рекомендовать их к трудоустройству в определенные подразделения правоохранительных органов РФ, — отметил официальный амбассадор «Яндекса» и один из создателей VR-полигона Игорь Котилевец.
Тренажеры с использованием технологий виртуальной или дополненной реальности становятся востребованным и эффективным инструментом обучения в разнообразных областях, ускоряющим как процесс создания образовательного контента, так и процесс его усваивания. Проект может быть успешен, если в нем уделяется повышенное внимание не только технологической составляющей, но и сутевой составляющей образовательного модуля, считает замдиректора АНО «Платформа НТИ» Сергей Синегубкин.
— «Виртуальное место происшествия» демонстрирует, как цифровизация может стать мощным инструментом для реализации междисциплинарных исследований и подготовки востребованных специалистов. Его развитие способствует укреплению научного потенциала и внедрению инновационных подходов в образовательный процесс. Кафедра уверена, что реализация проекта задает новые стандарты подготовки кадров в условиях современных вызовов, — заявила доцент и завкафедры КБ-14 «Цифровые технологии обработки данных» Института кибербезопасности и цифровых технологий РТУ МИРЭА Ирина Иванова.
Незыблемым принципом криминалистики остается человеческий фактор. Ни одна нейросеть или виртуальная реальность не сможет качественно помочь специалисту, пока он сам не проведет сравнительное исследование и не даст заключение по отраслевым экспертизам — например, по тому, кому принадлежат отпечатки пальцев или след, совпадает ли ДНК преступника с ДНК подозреваемым, считает криминалист и бывший оперативный сотрудник РУБОП МВД России по Москве Михаил Игнатов.
По его словам, подобные технологии способны быть полезными для человека, но никогда не смогут заменить ни его, ни человеческий фактор. Поэтому последнее слово всегда должно оставаться за следователем, а любые ИИ-помощники могут носить только консультативный или вспомогательный характер, резюмировал специалист.