Что нужно знать о Договоре о стратегических наступательных вооружениях

21 февраля 2023 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений, единственном в настоящее время действующем договоре об ограничении вооружений между Россией и США. Российский лидер подчеркнул, что данный шаг не означает полного выхода из соглашения и что Россия для возобновления участия должна понять, как будет учитываться совокупный ударный арсенал НАТО. Редакция «ТАСС-Досье» подготовила материал об этом документе и его основных положениях.

1
Подписание, ратификация, оговорки

Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений был подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге. Его официальное название — Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (Treaty between the United States of America and the Russian Federation on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms, New START). Известен как ДСНВ, СНВ-3 или Пражский договор.

Сенат США одобрил его 22 декабря 2010 года, Госдума и Совет Федерации РФ — 25 и 26 января 2011 года. При ратификации стороны сделали ряд оговорок. В резолюции Конгресса США отмечалось, что «новый договор не накладывает ограничений на развертывание систем ПРО, в том числе в Европе».

Россия оставила за собой право выйти из документа, если ПРО США достигнет той стадии развития, когда станет представлять угрозу РФ.

Отдельно было указано, что положения преамбулы, где прописана взаимосвязь СНВ и ПРО, имеют юридическую силу и должны в полном объеме учитываться сторонами.

Законы о ратификации были подписаны президентом РФ 28 января 2011 года, президентом США — 2 февраля 2011 года. Обмен ратификационными грамотами состоялся 5 февраля 2011 года в Мюнхене. Тогда же документ вступил в силу и заменил Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 31 июля 1991 года и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) от 24 мая 2002 года.

2
Основные положения

Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1 550 единиц для боезарядов на них; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ. Договор ввел понятие «неразвернутые» носители и ПУ, то есть не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания и не имеющие боеголовок (СНВ-1 и СНВ-2 охватывали ядерные боезаряды, размещенные на развернутых стратегических носителях). Под его действие также подпадают вновь построенные стратегические наступательные вооружения.

Каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений в суммарных пределах, установленных договором (может наращивать их количество, действуя в рамках документа).

В нем зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории.

Два положения документа касаются противоракетной обороны (ПРО): первое — о взаимосвязи стратегических наступательных (ядерное оружие) и стратегических оборонительных вооружений (системы противоракетной обороны), второе — о запрете на переоборудование пусковых установок МБР и БРПЛ в пусковые установки для перехватчиков ПРО, так же как и их обратное переоборудование.

Ограничения в отношении противоракетной обороны отсутствуют. Неучтенным остался и так называемый возвратный потенциал — складированные ядерные боезаряды. Технически эта часть ядерного арсенала может быть развернута достаточно быстро, если какая-либо из сторон перестает выполнять договор.

Договор дополняют протокол и технические приложения к нему, имеющие равную с ним юридическую силу.

3
Срок действия

Документ рассчитан на десять лет (до февраля 2021 года) с возможностью продления на период не более пяти лет. Включает положение о выходе.

Пришедший к власти в США в 2017 году республиканец Дональд Трамп называл ДСНВ «односторонней сделкой», считая, что он более выгоден Москве, чем Вашингтону. Его администрация настаивала на выработке нового договора с привлечением Китая или на продлении соглашения, но с условием включения в него новейших видов стратегических и тактических ядерных вооружений, а также дополнительных механизмов верификации. Россия предлагала пролонгировать документ без каких-либо условий.

После прихода в Белый дом в 2021 году администрации демократа Джо Байдена документ был продлен без предварительных условий. 26 января 2021 года Россия и США обменялись нотами о достижении договоренности по его продлению на пять лет (до 5 февраля 2026 года), 3 февраля — нотами о завершении внутренних процедур, необходимых для его пролонгации.

4
Выполнение

На момент вступления документа в силу в 2011 году у США было 882 развернутых носителя ядерных боезарядов, в том числе МБР, БРПЛ и ТБ, 1 800 боезарядов и 1 124 развернутых и неразвернутых пусковых установок, на вооружении России — 521 развернутый носитель, 1 537 боеголовок и 865 ПУ (здесь и далее данные Госдепартамента США). Контрольных показателей соглашения США достигли в сентябре 2017 года. Российская Федерация выполнила свои обязательства по сокращению СНВ к 5 февраля 2018 года.

По данным на 1 сентября 2022 года, Россия имеет 540 развернутых носителей ядерных вооружений, 1 549 ядерных боезарядов и 759 развернутых и неразвернутых ПУ. У США — 659 носителей, 1 420 боеголовок и 800 развернутых и неразвернутых ПУ.

По мнению экспертов, примерный паритет между стратегическими ядерными силами России и США сохраняется.

5
Консультативная комиссия, обмен данными и инспекции

Для содействия осуществлению целей и положений договора была учреждена консультативная комиссия, в рамках которой могут быть образованы рабочие группы для обсуждения различных проблем. Заседания созываются на нерегулярной основе по запросу любой из сторон. Повестка дня заседаний комиссии и ее работа, как правило, не предается огласке.

Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по согласованию и на паритетной основе не более чем по пяти пускам в год. Дважды в год — в марте и сентябре — происходит обмен информацией о количестве боеголовок и носителей.

Кроме того, согласно СНВ-3, проводятся согласованные проверки стратегических вооружений «на месте» — на базах МБР, базах подводных лодок и на авиабазах. Договор предусматривает 18 ежегодных инспекций двух типов. Инспекции первого типа проводятся на объектах с развернутыми стратегическими наступательными вооружениями — базах МБР наземного базирования, базах дислокации ПЛАРБ (атомные подводные лодки с МБР) и авиабазах стратегической авиации. Инспекции второго типа проходят в местах загрузки, ремонта, складирования ракет. Протокол к соглашению определяет, что каждая сторона может провести до десяти инспекций первого типа и восемь — второго.

За время действия договора стороны провели 328 инспекций и 19 заседаний консультативной комиссии, а также обменялись 25 311 уведомлениями (данные на 1 февраля 2023 года).

6
Состояние ДСНВ в настоящее время

8 августа 2022 года Россия информировала США о временном выводе своих объектов из-под инспекции по ДСНВ. Как разъяснили в МИД РФ, это было вынужденное решение, принятое на фоне антироссийских санкций, введенных Западом после начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине в феврале 2022 года. Запрет на пролет российских самолетов с инспекторами, визовые проблемы при транзите, трудности с осуществлением платежей за услуги фактически блокируют возможности РФ для осуществления инспекций на территории США и «создают для американской стороны односторонние преимущества».

Первое после начала СВО заседание консультативной комиссии должно было состояться 29 ноября — 6 декабря 2022 года в Каире. Однако за день до начала заседания МИД РФ сообщил, что оно переносится на более поздний срок. Позже официальный представитель МИД РФ Мария Захарова и замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявили, РФ не может обсуждать с США ДСНВ, пока они поставляют вооружение Украине.

На пресс-конференции 9 февраля 2023 года Сергей Рябков отметил, что Москва не прекращала диалог с Вашингтоном по договору на протяжении всего времени после начала СВО на Украине и что Россия осознает важность этого направления.

Обновлено: 21.02.2023 17:55
Подпишитесь на нас