Стоимость АИ-92 и АИ-95 на СПбМТСБ увеличилась 26 апреля на 1,9% и 1,7%, до 49,7 тыс. руб. и 54,9 тыс. руб. за тонну соответственно, свидетельствуют данные торговой площадки. Цены на летнее дизтопливо выросли на 1,7%, до 52,1 тыс. руб. за тонну.
Биржевые бензиновые котировки вплотную приблизились к досанкционным значениям февраля 2022 года. Так, например, 22 февраля прошлого года АИ-92 и АИ-95 торговались по 52,3 тыс. руб. и 54,7 тыс. руб. за тонну соответственно, летнее дизтопливо стоило 56,3 тыс. руб. за тонну.
Из-за западных санкций против России за начало боевых действий на Украине многие крупные зарубежные трейдеры прекратили закупки нефти и нефтепродуктов, в результате на фоне профицита топлива его стоимость на внутреннем рынке резко пошла вниз.
Хоть и собеседники «Ъ» в отрасли не видят очевидных предпосылок для роста цен на топливо, оно стало дорожать после сообщений Bloomberg о том, что Минфин и Минэнерго обсуждают очередное сокращение субсидий по демпферу по бензину и дизтопливу. Демпфер — это механизм сдерживания цен на внутреннем рынке за счет бюджетных выплат нефтекомпаниям, которые получают их в том случае, если экспортный нетбэк выше, чем условная (фиксированная) цена на топливо на внутреннем рынке.
По данным Bloomberg, власти могут поднять условную цену на 50%, что могло бы привести к ситуации, когда демпфер мог бы оказаться в отрицательной зоне.
В Минфине опровергли такое предложение, однако 26 апреля планы правительства по корректировке демпфера подтвердил профильный вице-премьер Александр Новак.
Последний раз демпфер корректировался в апреле этого года, однако это в полной мере не оправдало ожиданий Минфина. По расчетам Reuters, за апрельские поставки топлива на внутренний рынок нефтяники могут получить 115 млрд руб. компенсаций против 120 млрд руб. в марте. По словам источников «Ъ» в отрасли, власти действительно обсуждают снижение субсидий по демпферу, однако размер снижения еще не определен.
Оптовые и биржевые цены на бензин все еще восстанавливаются после периода крайне низких цен во втором полугодии 2022 года — первом квартале 2023 года, отмечает Борис Синицын из «Ренессанс Капитала». Если в первом квартале средняя биржевая цена была на 30% ниже индикативной из механизма демпфера (который, по сути, отвязывает внутренние цены от международных), то после роста в феврале—апреле почти до 50 тыс. руб. за тонну разница сократилась до 12%, что чуть больше среднего показателя за последние три года (без учета 2022 года).
Дмитрий Козлов