Во II квартале 2023 г. в столице число оплат в категории «каршеринг» выросло на 17% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Средний чек за каршеринг в Москве составил 615 ₽ — на 12% выше уровня прошлого года. Такие данные приводит ресурс «Чек индекс» компании «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных в России). Специалисты «Платформы ОФД» проанализировали чеки более чем с 1,1 млн онлайн-касс в России. Рост зафиксировали в целом по стране, хоть и не такой резкий: число поездок во II квартале увеличилось на 13%, а средняя цена — на 10% до 458 ₽
Статистически каршеринг с его ростом в 17% — одна из самых динамичных сфер столичной экономики. Для сравнения: число покупок в розничной торговле за тот же период в Москве выросло на 6% в сравнении со II кварталом 2022-го и на 2% — в сравнении с 2021 г. И сам каршеринг ранее не рос так энергично: в апреле — июне 2022 г. число чеков в категории увеличилось только на 2%.
В условиях, когда содержать собственную машину становится все дороже, зоны платных парковок расширяются и тарифы такси растут, стоит ожидать планомерного роста спроса на каршеринг, считает старший менеджер группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности компании ДРТ (бывшая Deloitte) Александр Васильев. На спрос также повлияли такие факторы, как пополнение парка операторов каршеринга новыми автомобилями и активный рост внутреннего туризма в стране, в первую очередь в крупные города, добавляют другие аналитики.
Количество поездок особенно растет в сезон отпусков, с мая по август, а также во время предновогодней суеты в декабре, сообщил представитель оператора фискальных данных «Такском», где также фиксируют рост популярности каршеринга в целом по России.
Участники рынка подтверждают тенденцию. «Сейчас мы видим устойчивый рост до 30% помесячно и по арендам, и по длительности поездок. Мы ожидаем, что сохранится положительная динамика по спросу», — сообщили в BelkaCar. Увеличение среднего чека в компании связывают с тем, что клиенты теперь берут автомобили на более долгий срок. Также за последний год в BelkaCar выросла доля аренды автомобилей комфорт-класса.
«Спрос на каршеринг растет от года к году, в том числе на фоне падения авторынка и увеличения автопарков каршеринг-сервисов. Когда подводили итоги по прошлому году, мы выяснили, что в сравнении с 2021 г. количество поездок увеличилось на 119%», — отметили в «Ситидрайве». Пользовательский сценарий водителей каршеринга расширяется, рассказали в компании: автомобили берут не только в краткосрочную аренду (для поездок в пределах города, перевозки детей и животных), но и в долгосрочную — для поездок за город, на выходные и праздники и даже для автопутешествий.
«Ведомости. Город» также направил запросы в «Яндекс. Драйв» и «Делимобиль». Там на момент публикации не ответили.
Новая модель отношений с городом
Представитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы сообщил, что за один день пользователи всех четырех сервисов каршеринга, работающих в столице, в среднем берут авто в аренду уже 130 000 раз. «Сегодня московский каршеринг — лидер по числу автомобилей в парке и по темпам развития сервиса», — подчеркнули в ведомстве. Суммарно операторы эксплуатируют автопарк из более чем 30 000 машин.
В департаменте транспорта отметили, что каршеринг в Москве — это уже не просто «машина за углом», на которой можно добраться из точки А в точку Б.
«Средний чек за одну поездку в зависимости от оператора за последние 1,5 года подрос на 25−30%. Это происходит в связи с удорожанием запчастей на 30% и иностранных автомобилей на 40%», — добавляет руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. По ее мнению, переход на китайские или российские машины с доступными запчастями и комплектующими позволит сдержать рост тарифов — что сейчас и происходит.
Тарифы стабилизировались и если и будут расти, то более умеренными темпами, согласна директор практики по работе с транспортными предприятиями Kept (ранее KPMG) Надежда Маркова. Плюс каршеринговые компании стараются компенсировать рост расценок предложением различных скидок и бонусов для постоянных пользователей и специальных условий на длинные поездки, обратила внимание эксперт.
Из-за изменений цен и отсутствия на рынке новых автомобилей в прошлом году операторам каршеринга стало тяжелее обновлять машины. Бизнес оказался в непростой ситуации, и тогда его поддержало правительство Москвы, вдвое увеличив субсидию на приобретение автомобилей, напомнили в дептрансе: сервисам такси и каршеринга было выделено 950 млн руб. Кроме того, власти увеличили срок действия льготных парковочных разрешений для каршеринга до четырех лет, а возраст автомобилей, на которые можно оформить такое разрешение, подняли до двух лет. Это позволило операторам сохранить в парке почти 13 000 машин, подсчитали в дептрансе. В этом году сервисы такси и каршеринга также получили финансирование от города — на развитие сервисов выделили 450 млн руб. субсидий.
Взгляд на Восток
В течение 2022−2023 гг. российские каршеринговые компании обновляли автопарки преимущественно за счет автомобилей китайских брендов, отметила Надежда Маркова из Kept. Эти машины наиболее доступны по цене, им можно обеспечить относительно стабильный доступ к комплектующим и сервисному обслуживанию, уточнила она.
Например, Belka Car в 2022 г. добавила более 2500 китайских автомобилей, сообщили в сервисе. «Как показала обратная связь от пользователей, они остались довольны новинками. Всего в парке BelkaCar представлено около 5000 автомобилей, среди них китайцы Haval Jolion и Dargo, Geely Coolray, Exeed LX и TXL, Chery Tiggo 4, 4 PRO и 7 PRO. Они отлично зарекомендовали себя как в условиях города, так и за его пределами, отличаются вместительностью, хорошими ходовыми качествами и неприхотливостью в эксплуатации», — сказали в компании.
«Ситидрайв» начал сотрудничество с отдельными китайскими брендами еще осенью 2021 г., отметил представитель сервиса. «Китайские автомобили отвечают всем нашим строгим требованиям технического характера и обслуживания», — утверждает он. В автопарке сервиса есть модели таких брендов из КНР, как Changan, Haval, Chery, Omoda, Exeed, JAC, Geely.
Доля авто китайских марок в парках каршеринга будет закономерно расти, ведь текущее предложение рынка чуть ли не наполовину сформировано из брендов КНР, прогнозирует Александр Васильев из ДРТ. Впрочем, пока львиную часть автопарков каршеринга все же занимают машины уже ушедших из России брендов. По оценке специалиста, доля авто из КНР может достигать порядка пятой части парка некоторых сервисов.
Зачастую почти все китайские автомобили в каршеринге располагаются не ниже класса «комфорт», при этом класс «эконом» по старинке наполнен базовыми моделями европейских и корейских брендов.
Ставка на «Москвич»
Свой вклад в обновление и расширение автопарка каршеринга делает и отечественный бренд «Москвич». Завод подписал один из крупнейших в мире контрактов на поставку своей продукции в сервисы, напомнили в дептрансе. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщал весной этого года, что «Яндекс. Такси» и сервис каршеринга «Яндекс. Драйв» получат 3000 автомобилей «Москвич 3» и 2000 электрокаров «Москвич 3е».
«Статистика показывает, что ежегодно сервисам такси и каршеринга в Москве и области нужно порядка 30 000−40 000 новых автомобилей. Завод “Москвич” сможет в полной мере удовлетворить спрос на современные надежные автомобили», — уверены в департаменте.
В июне 2023 г. по итогам заседания президиума Государственного совета было выпущено поручение рассмотреть вопрос о разработке и применении требований к локализации производства автомобилей, используемых при оказании услуг такси и каршеринга. Это значит, что компании такси и каршеринга могут обязать иметь долю российского автопарка, пояснила Антонина Левашенко. По ее мнению, такая мера потенциально может снизить тарифы на машины.
Каршеринг — это забота об экологии, поэтому электрокары особенно подходят для таких сервисов, говорят в правительстве Москвы. «Сейчас мы планируем активно развивать электрокаршеринг. Уже сегодня в каршеринге можно арендовать новые “Москвичи 3е”. Один автомобиль каршеринга в среднем арендуют 5−6 раз в сутки, а если это электрические машины, то вклад в экологию еще больше», — пояснили в дептрансе. Там подчеркнули, что для развития электрокаршеринга в городе уже есть все условия.
Согласно данным, представленным на портале правительства Москвы, сейчас в городе функционируют порядка 3200 ЭЗС. Из них 214 установлены на улицах в рамках городской программы, до конца года появятся еще 250. По оценкам властей, к 2030 г. всего в Москве должно быть установлено более 11 000 зарядных станций, в том числе около 2800 быстрых.
В «Ситидрайве» рассказали, что компания планирует развивать направление электрокаров. Уже сейчас в парке сервиса есть электромобили брендов Tesla, Volkswagen и «Москвич».
Екатерина Анина