Топлива хватало? Зачем уральский пилот посадил самолёт на поле пшеницы

Происшествие в Новосибирской области сравнили с «чудом на кукурузном поле» в Подмосковье.

8

Экипаж авиалайнера Airbus A320, посадивший самолёт в Новосибирской области, мгновенно назвали героями, а журналисты уже сравнили ситуацию с «чудом на кукурузном поле». Руководство пилотов одобрило действия подчинённых, однако полагает, что раздавать награды и снимать сиквел фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы» преждевременно. Подробности — в материале ural.aif.ru.

Что произошло?

Самолёт компании «Уральские авиалинии» Airbus A320 рейса U6−1383 Сочи — Омск, на борту которого находился 161 пассажир, включая 23 детей, утром 12 сентября 2023 года совершил вынужденную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. По предварительной информации, приземление прошло благополучно, без человеческих жертв, травм и ранений. Люди были эвакуированы в дом культуры села Убинское, где им предоставили еду, воду и зарядники для телефонов, выдали багаж. В дальнейшем всех посадили в автобусы и электрички и развезли в пункты назначения — в Омск и Новосибирск.

Тем не менее Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СКР РФ возбудило уголовное дело статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна). По данным ведомства, аварийная посадка была совершена по техническим причинам.

На хорошем счету.

Экипаж авиалайнера состоял из шести человек. Командир корабля — Сергей Владимирович Белов. Как следует из его автобиографии, потомственный пилот. Родился 28 сентября 1990 года в Тбилиси, стать лётчиком (как его дед и отец) мечтал с детства. О себе он писал: «Просто не представляю для себя другой профессии и мечтаю продолжить знаменитую лётную династию моей семьи».

Второй пилот — Эдуард Витальевич Семёнов. Родился 7 мая 1967 года в рабочей семье. Окончил Минское авиационное училище гражданской авиации и Актюбинское высшее лётное училище. В компании работает с 2013 года. Журналисты выяснили, что утром 12 сентября он сделал звонок супруге с чужого мобильника и сказал, что их рейс скоро будет во всех новостях.

В состав экипажа входили также старший бортпроводник Дарья Александровна Глушкова, бортпроводники Айша Руадовна Гумметова, Дмитрий Александрович Костылев и Дмитрий Игоревич Рябов.

По данным руководства компании, экипаж был хорошо подготовлен. Первый и второй пилоты окончили авиационные училища в 2013 году, оба были на хорошем счету, а капитан корабля уже три года летает командиром судна.

«Пассажиры живы?».

Село Убинское, в районе которого приземлился авиалайнер, находится в 400 км от Омска и в 200 км от Новосибирска. Когда случилось это ЧП, и появилась первая информация, гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в Екатеринбурге завтракал. По его словам, первым его вопросом был: «Пассажиры живы?» После этого он прыгнул в машину и поехал в офис компании.

«При подлёте к Омску у самолёта отказала зелёная гидросистема, — рассказал Сергей Скуратов. — Всего их три: зелёная, жёлтая и голубая. Каждая отвечает за определённые параметры в работе судна. Когда возникает такая нештатная ситуация, возникают отклонения в работе спойлеров (тормозов), шасси и закрылков, поэтому посадочная дистанция может увеличиваться. А у командира очень мало времени: он должен пойти на второй круг и оценить все возможные опасности. В принципе такие ЧП бывали у нас и раньше, и лётчики успешно с ними справлялись. Их отрабатывают на тренажёрах. В данном случае командир посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск».

«Командир — это Господь Бог!».

Дело в том, что в Омске посадочная полоса — 2,5 км, а в Новосибирске — 3 км. По мнению Скуратова, командир принял решение садиться в Новосибирске для большей надёжности. Однако начался очень сильный ветер, и тот посчитал, что топлива у них может не хватить…

«Командир на воздушном судне — это Господь Бог, он принимает решения и несёт за них ответственность, — подчеркнул Скуратов. — Топлива было достаточно: согласно расчётам, необходимо было 3 800 кг, а у них на борту было 4 200. Но в возникшей ситуации, при сильном ветре, оно очень быстро расходовалось. С вероятностью в 100% никто не скажет — хватило бы его до Новосибирска или нет. Капитан принял обоснованное решение сажать машину, и я с ним соглашусь. Потому что он — на корабле, а я на земле… “.

Компенсация за испуг.

Скуратов также считает, что сажать самолёт на пшеничное поле пилотам было проще, чем лётчику Дамиру Юсупову четыре года назад — на поле кукурузы под городом Жуковский. «Что там под кукурузой — никто не знал, а в нынешней ситуации всё было видно, поэтому пилот принял правильное решение. Но в любом случае выполнить такую посадку — это большое мастерство и самообладание. О государственных наградах говорить рано, продолжение фильма “На солнце, вдоль рядов кукурузы” снимать преждевременно, но лётчики — молодцы, сохранили людей и самолёт, это очевидно… “.

Сама посадка длилась несколько минут. Никакого пожара, как заявили некоторые СМИ, на судне не было. Уже известно, что страховая компания выплатит каждому пассажиру рейса по 100 тысяч рублей. В качестве «компенсации за испуг», как выразился Скуратов. К слову, именно такую сумму получили в своё время пассажиры на кукурузном поле.

В ближайшее время этот случай будет расследовать Межгосударственный авиационный комитет (МАК), следственный комитет, прокуратура, будут подробно разбираться техническое состояние самолёта и действия экипажа. Весь экипаж Airbus A320 от полётов отстранён. Им предстоит писать море объяснительных, беседовать со следователями и так далее.

Что касается самолёта, то внешних повреждений у него нет. После того, как закончатся все разбирательства, руководство компании собирается его детально обследовать. «Это нормальный рабочий самолёт, который мы когда-то купили в США, мы постараемся его восстановить, — сказал Скуратов. — Как будем транспортировать — пока не знаем, но в мировой практике такое случалось: отцеплялись крылья и машину перевозили. По времени это может занять месяц, возможно, больше».

«Полевой» стандарт приземления.

Напомним, что 15 августа 2019 года самолёт «Уральских авиалиний» А321 совершил аварийную посадку на кукурузном поле в Подмосковье. Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, но 74 получили травмы различной степени тяжести. На второй день после ЧП президент Владимир Путин наградил командира Дамира Юсупова и второго пилота Георгия Мурзина званиями Героев России, а остальных членов экипажа — Орденами Мужества. В дальнейшем об этом событии был снят фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

Дамир Юсупов, совершивший «чудо на кукурузном поле», от комментариев по поводу нынешнего происшествия поначалу уклонился, ответив нашему журналисту: «Обращайтесь в пресс-службу авиакомпании». Однако позднее поделился эмоциями в соцсети: «Не успев зарулить на стоянку после очередного рейса, от коллег узнал неожиданную новость. Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолёт не получил значительных повреждений. Самое главное — все сегодня вернутся домой к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж! Спасибо вам всем!».

Мнение Дамира разделяют сегодня многие россияне. Люди оставляют в Интернете восторженные комментарии и благодарят экипаж:

«Самолёт вели профессионалы, которые, не впадая в эмоции, чётко осознавали — сколько жизней за их спиной. И, конечно, спасибо бортпроводникам. Обратившихся за помощью после приземления минимум, а это их заслуга. Бог есть!».

Однако встречаются и другие комментарии:

«А у “Уральских авиалиний” теперь в принципе новый стандарт приземления “полевой” введён, что ли?».

«Вы уж простите, все, конечно, молодцы. Но никого не смущает, что такие случаи одной в той же авиакомпании повторяются? Я с Питера летела “Уральскими авиалиниями”. Не в восторге. Может пора самолёты проверить и обслуживать должным образом? То шасси не выпускаются после тряски, то ещё что-нибудь. Только об этих случаях молчат… “.

В любом случае все точки над i в конечном итоге расставит Межгосударственный авиационный комитет, а он, напомним, даже действия Героя России Дамира Юсупова оценил достаточно критично.