В декабре 2022 года в федеральное законодательство внесли поправки, разрешающие Москве, единственной среди остальных российских регионов, создавать такие охранные структуры. Вероятно, на станциях подземки по-прежнему будет дежурить полиция, а служба заменит ведомственную охрану Минтранса, сейчас патрулирующую 43 технических объекта метрополитена.
Проект правительственного постановления, утверждающего положение о ведомственной охране правительства Москвы, опубликован на regulation.gov.ru. В документе говорится, что структура создается для охраны столичного метрополитена «от противоправных посягательств», а также организации пропускного режима, пресечения преступлений и административных правонарушений. Управлять структурой будет АНО «Ведомственная охрана правительства Москвы», подчиняющаяся городскому правительству. Штатную численность и порядок работы структуры, включая форменную одежду, определят столичные власти. Перечень охраняемых объектов в мэрии должны согласовать с Росгвардией. На постах и караулах бойцы охраны должны нести службу «из расчета 6,5 единицы на круглосуточный пост», говорится в документе.
Перечень утвержден постановлением правительства РФ № 1436: речь о пистолетах (ИЖ-71, МР-71, ПКСК, МР-471, ПСТ «Капрал»), револьвере РСЛ-1 и гладкоствольных ружьях (калибров 12/70, 12/76, 16/70, 16/76, 20/70, 20/76, 410/76). Впрочем, в опубликованном проекте постановления говорится, что наряду с этим правительство Москвы по согласованию с Росгвардией может получать «иные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему». Этот перечень, впрочем, не приводится.
Законодательная возможность создавать подобные структуры была дана Москве в декабре 2022 года. Тогда Госдума приняла поправки к ст. 5 федерального закона «О вневедомственной охране». До этого создавать свои структуры ведомственной охраны могли лишь федеральные министерства, перечень которых определялся правительством РФ, и отдельные госкорпорации, например «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос». Поправки разрешили столичной мэрии создавать свою ведомственную охрану для охраны объектов городского метрополитена и «иных объектов транспортной инфраструктуры, технологически связанных» с подземкой. Примечательно, что первоначально в Госдуме речь шла о пакете поправок к закону «Об оружии», а норма о новой структуре правительства Москвы появилась в нем лишь ко второму чтению.
Вероятно, первым делом создаваемой структуре правительства Москвы отойдут объекты метрополитена, которые еще фактически с советских времен находятся в ведении ведомственной охраны Минтранса.
В 2021 году во ФГУП «Управление ведомственной охраны Минтранса РФ» числилось 16 тыс. охранников, которые обеспечивали безопасность на 1,1 тыс. транспортных объектов по стране. В приказе Минтранса № 222 от 3 августа 2016 года упомянуты 43 объекта столичного метрополитена (в основном здания инженерных служб, электростанции, административные здания и технические объекты), где безопасность обеспечивают ведомственные охранники. Господин Хинштейн, комментируя логичность передачи Москве охранных функций подземки, заметил «Ъ», что «ведомственная охрана Минтранса занимается совершенно другим».
Впрочем, проект постановления правительства РФ дает столичным властям возможность использовать новых охранников и за пределами подземки. Так, по решению столичного градоначальника их могут привлекать к мероприятиям по территориальной обороне, защите населения от ЧС и «реализации иных полномочий высшего должностного лица города Москвы, направленных на обеспечение общественной безопасности и правопорядка в период нарастания угроз». Отметим, что станции подземки патрулируют сотрудники УВД на Московском метрополитене столичного ГУ МВД России. Об их замене на новых охранников в проекте правительства ничего не говорилось. Контролировать ведомственную охрану правительства Москвы на федеральном уровне будет Росгвардия, говорится в документе.
Александр Воронов