В преддверии Дня российской науки губернатор Челябинской области Алексей Текслер вместе с руководителями вузов и учеными подвел итоги Года науки и обсудили приоритетные направления развития научного потенциала региона.
«Челябинская область — регион практиков, регион, который всегда научную мысль трансформировал в конкретные результаты труда. Перед нами стоят масштабные задачи в плане повышения инвестиционной привлекательности региона, серийного производства, укрепления научной и образовательной инфраструктуры, — акцентировал Алексей Текслер. — Нам необходимо задействовать весь научно-образовательный потенциал, трудовые ресурсы, чтобы не просто заменить технологический импорт, но и создать новые, не имеющие аналогов в мире, способы производства и технологии. Вопрос в сроках, нужна новая, более высокая динамика от идеи до воплощения в виде серийного пуска».
Глава региона подчеркнул, что условия для ускоренного научно-технологического развития в регионе создаются. В частности, действует масштабная программа «Развитие науки в Челябинской области»; предусмотрена грантовая поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в сотрудничестве с Российским научным фондом; оказывается дополнительная соцподдержка молодым ученым в виде выплат на приобретение жилья (с 2021 года выплату уже получили 60 человек, в феврале 2023 года — еще 29); в 2022 году впервые университеты получили гранты на разработку импортозамещающей продукции при условии контракта с индустриальными партнерами в рамках развития проектов Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ), расширились коммуникационные площадки — в сотрудничестве с Московской школой управления Сколково состоялась стратегическая сессия «Научно-технологическое развитие Челябинской области», Дни науки провели в партнерстве с Уральским отделением РАН, а также реализуется проект межуниверситетского кампуса мирового уровня.
Помощник полномочного представителя президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Евгений Гурарий отметил, что Челябинская область представлена в рейтинге научно-технологического развития Минобрнауки России, входит в число первых 20 регионов. «В Челябинской области делается очень много для проведения фундаментальных, прикладных научных исследований. Мы видим конкретные результаты в первую очередь по активности челябинских вузов и предприятий в УМНОЦ, особенно это стало заметно за последний год, серьезно выросло не только количество, но и качество проектов, которые в портфеле НОЦ. К примеру, совместные проекты с автомобильным заводом “Урал” уже выполнены», — отметил Евгений Гурарий.
В дальнейшем он предложил вузам консолидировать усилия, объединившись в консорциумы, в том числе межрегиональные, а также развивать молодежные научные лаборатории.
Далее были презентованы наиболее успешные примеры формирования научно-технологического задела в регионе совместно с заводами «Урал» (Миасс), «Современные технологии изоляции ППУ», «Магнитогорским заводом прокатных валков» и другие. Отметим, совместный проект автозавода «Урал», Южно-Уральского госуниверситета и МГТУ им. Баумана по созданию арктического автобуса глава региона назвал одним из лучших примеров кооперации промышленных предприятий и науки, подчеркнув, что такой опыт работы необходимо перенимать.
В рамках федеральной программы «Приоритет 2030» (нацеленной на формирование в России к 2030 году более 100 современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны) ЮУрГУ решает задачу обеспечения технологического суверенитета в области машиностроения, создавая уникальное семейство транспортных средств, которое обеспечит Крайний Север автомобилями, приспособленными к работе в условиях экстремального холода, в том числе к безопасной перевозке пассажиров и мобильных пунктов социальной сферы. В рамках комплексного проекта разрабатываются «Арктический автобус» и «Арктический автопоезд с транспортируемым функциональным модулем», а также ряд технических решений, обеспечивающих эксплуатацию агрегатов и систем в условиях крайнего севера, например, шин низкого давления для преодоления полного бездорожья при условии сохранения хрупкого верхнего слоя почвы Арктической зоны.
«Экспериментальные испытания прототипа арктического автобуса начались в конце 2022 года в Якутии. Исследование рассчитано на три месяца, по завершении экспериментальных работ будут проанализированы результаты и выработаны решения для создания опытного образца», — рассказал директор Центра компьютерного инжиниринга ЮУрГУ Сергей Таран.
По итогам совета Алексей Текслер поручил в 2023 году:
• развивать долгосрочное сотрудничество реального сектора экономики, в первую очередь, с вузами. Стимулировать это сотрудничество финансовой поддержкой, в том числе путем расширения программы грантов для университетов по разработке импортозамещающей продукции в кооперации с индустриальным партнером;
• активно вовлекать школьников и молодежь в научные исследования. Нужно кратно увеличить число новых учреждений дополнительного образования — ИТ-кубов и кванториумов;
• значительно усилить профориентационную работу по медицинскому направлению.