Очевидно, что в связи с геополитическими событиями роль одного из опорных регионов будет постоянно расти. О том, что край может дать стране, рассказывает губернатор Александр Усс.
— Развитие Сибири и Дальнего Востока как национальный приоритет XXI века было обозначено главой государства еще в 2013 году в послании Федеральному Собранию. Красноярский экономический форум стал одной из традиционных площадок, где обсуждаются перспективы развития восточного направления. И этот год не исключение. «Время Сибири» — так звучала главная тема КЭФ-2023. Для Вас время Сибири только наступает или уже наступило?
— Во все времена Сибирь была и остается главной кладовой страны — еще с тех пор, как Михаил Ломоносов сказал, что российское могущество будет прирастать зауральскими территориями. Здесь сосредоточены большие запасы полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов. Наш край занимает второе место в России по площади, и значительная доля этих богатств заключена в красноярских недрах. Но одними только природными ресурсами потенциал Сибири не ограничивается. В период Великой Отечественной войны здесь начал формироваться мощный производственный комплекс, который внес неоценимый вклад в укрепление экономики страны. А сегодня в крае работают предприятия таких компаний, как’Роснефть«, “Норильский никель”, РУСАЛ, “Полюс”, СУЭК. Эти и другие бренды известны далеко за пределами России. В крае успешно работают научно-образовательные центры, которые помогают решать технологические задачи и готовят квалифицированные кадры. В одном только СФУ обучаются порядка 30 тысяч студентов, из которых почти одна тысяча иностранных. У нас развитая социальная инфраструктура, на высоком уровне проходят знаковые международные события. Представления о Сибири как о “диком крае’давно ушли в прошлое. Сегодня это территория, где есть все возможности для самореализации.
— Какой ресурс Красноярский край как регион-локомотив в состоянии предложить на сегодняшний день в качестве опоры для развития российской экономики?
— Безусловно, основную динамику социально-экономических преобразований задает комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», который мы воплощаем в жизнь совместно с Хакасией и Тувой. Сейчас в стадии реализации находится большая часть инициатив бизнеса. При этом за пять лет КИП существенно «прибавил в весе». Изначально он включал 32 проекта с объемом инвестиций около 2 трлн рублей. А сегодня — 40 на общую сумму свыше 3 трлн рублей. Среди крупных проектов-освоение Сырадасайского месторождения угля на Таймыре, возведение новой, пятой по счету, золотоизвлекательной фабрики в Северо-Енисейском районе. Продолжается привлечение резидентов в Красноярскую технологическую долину. С опережением графика в этом году должно завершиться строительство самого северного автомобильного моста через Енисей — ввод планируем в августе. На подходе несколько инициатив в области лесохимии и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Уже сейчас мы видим положительные эффекты: за годы существования КИП создано более 10 тысяч рабочих мест, вложено свыше 200 млрд рублей инвестиций. Отдельно стоит сказать о проекте «Восток Ойл», который позволит краю стать одним из важнейших нефтегазовых регионов не только России, но и всего мира, а также внести значительный вклад в увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути. Инвестиции в «Восток Ойл» оцениваются в сумме порядка 11 трлн рублей. Гигантские вложения! Ну и конечно, значимую и всё возрастающую роль играет инфраструктура. Географически Красноярскому краю суждено быть воротами в Азию. Он находится в самом центре страны, на пересечении крупных транспортных артерий — автомобильных, железнодорожных, речных и воздушных. Сейчас важно расширить эти каналы и создать новые, чтобы получить доступ к полноценным логистическим коридорам. Мы последовательно продвигаем эту идею. На протяжении нескольких лет реализуется проект создания хаба на базе красноярского аэропорта. В 2021 году началось возведение морского терминала «Бухта Север» на Таймыре. Новую конфигурацию должна приобрести железнодорожная ветка Курагино — Кызыл: теперь речь идет о планах по ее продлению через Монголию в Китай.
— Бесконечные санкции, уход с рынка зарубежных производителей заставил Россию не просто развернуться на восток, а искать научный, технологический потенциал внутри страны. И как оказалось, у нас есть не просто наработки на бумаге, но и вполне конкретные успешно реализуемые проекты. Каков вклад красноярцев в работу по импортозамещению?
— Палитра такой продукции достаточно широка, начиная от шахтного и лифтового оборудования, заканчивая бытовой химией и лакокрасочными изделиями. У наших крупных предприятий есть свои инженерно-технические центры, которые заточены на решение подобных задач. Одним из удачных примеров является разработка оборудования, необходимого для производства алюминия. Ранее оно приобреталось в США. Также наши предприятия изготавливают комплексы термической резки металлов, изделия из огнеупорных материалов, фронтальные погрузчики и многое другое. Некоторые компании имеют заказ на узлы вертолетов от Улан-Удэнского авиационного завода. Благодаря обратному инжинирингу решена проблема запасных частей и комплектующих для импортного оборудования, которое используется в металлургии и лесозаготовке. В прошлом году мы создали государственный фонд развития промышленности края. Были одобрены займы по одиннадцати проектам, восемь из которых касаются импортозамещения. Эта работа будет продолжена.
— Чтобы что-то развивать, необходим человеческий ресурс. Но в Сибирь и на Дальний Восток калачом не заманишь высококлассных специалистов. Регионы за Уральскими горами пустеют. Люди стремятся не просто к более выгодным условиям самореализации, но и более комфортным условиям проживания. Конечно, можно попробовать решить проблему, как это сделал Татарстан, построив город с нуля -Иннополис. Но Красноярский край нашел свой путь: уже несколько городов с историей были успешно «перезапущены». Красноярск, Енисейск, на подходе Минусинск и Норильск. Есть планы на Железногорск, у которого огромный научно-технический потенциал?
— Что касается Норильска, то там действительно идет масштабная реновация. Планы по развитию нашей заполярной столицы амбициозные и комплексные: будет модернизирован жилищный фонд, коммунальная инфраструктура, объекты социальной сферы. Железногорск, где находятся ключевые предприятия Росатома и Роскосмоса, тоже является перспективным городом. Стоит отметить, что две трети спутников орбитальной группировки России произведены на ИСС им. академика М. Ф. Решетнева. Здесь есть кадровый потенциал, создана уникальная инфраструктура. Всё это позволяет организовать вспомогательные и смежные производства, которые работают в тесной связке с базовыми предприятиями. Показательным примером в этом плане является Железногорский промпарк. Его резиденты изготавливают различные металлоконструкции, вентиляционные системы, контейнеры для спутников и многое другое. Это важная точка роста экономики. Но, безусловно, не хлебом единым жив человек. В городе атомщиков работает сеть образовательных, культурных и спортивных учреждений. В прошлом году проведено благоустройство озера, появился новый парк. Это касается не только Железногорска — во всех городах и крупных поселках края мы создаём комфортную среду. Достойная зарплата, хорошие возможности для образования и досуга-базовые потребности людей. Только обеспечив их в полной мере, можно будет говорить о наращивании человеческого капитала, который как воздух необходим для нового освоения Сибири.
Справка
В Красноярском крае находится более 90 процентов запасов российских платиноидов, а также значительные запасы кобальта, марганца и меди. По добыче золота край уверенно лидирует в России. Сибирский регион занимает ведущее место по общим геологическим запасам угля (34 процента). Более половины территории края покрывают леса — здесь сосредоточено 14 прцоентов общероссийских объемов древесины. Красноярский край входит в лидирующую группу регионов России по инвестиционной активности и объему капиталовложений. По итогам 2022 года рост промышленного производства здесь составил 3 процента. По отдельным направлениям он достиг рекордных значений: в угледобыче- 25 процентов, в строительстве — 37 процентов, а в машиностроении — почти 40 процентов. В минувшем году предприятия АПК региона получили максимальный в истории урожай — свыше 3,2 миллионов тонн зерна. Также установлен рекорд по урожайности — 34 центнера с гектара. Это лучший результат за Уралом.