1 мая бывшие работники госветслужбы отправили открытое письмо президенту России. 27 апреля аналогичное обращение они написали губернатору Прибайкалья. Копии направлены в Генпрокуратуру РФ, СКР, ФСБ, МВД РФ, Россельхознадзор, Федеральное Собрание РФ. Если принять во внимание информацию из обращения, то создается реальное впечатление, что ветслужба в регионе находится на грани краха.
За два дня до этого написали заявление об увольнении специалисты Ольхонского филиала Иркутской городской станции по борьбе с болезнями животных. Теперь некому вакцинировать и лечить скот (4,5 тысячи голов), а также бессчетное число птицы и домашних питомцев. У жителей отсутствует возможность оформить ветеринарные сопроводительные документы на продукцию животноводства.
Это далеко не первый случай массовых увольнений. В январе в полном составе ушел Тангуйский участок Братский ветстанции, обслуживавший девять сёл и шесть фермерских хозяйств — более 2,5 тысячи сельхозживотных. Угрожающая эпизоотией ситуация сложилась в Иркутском районе, где из 20 врачей-ветеринаров осталось восемь. Крупные муниципалитеты вокруг областного центра беззащитны перед любой заразой.
В минувшие выходные в деревне Кучулга Ольхонского района обнаружили истлевший труп годовалого бычка, а во впадающей в Байкал одноименной речке нашли мертвую телочку. Три быка заболели в деревне Лузгина Осинского района. Во всех случаях — подозрения на эмкар (эмфизематозный карбункул, опасная инфекция КРС).
Кто будет заниматься профилактикой заболеваний и лечением живности, если из положенного штата государственной ветслужбы в 1000 человек за год недобор подскочил с 50 до 200 специалистов?! Причем увольняются прежде всего ветеринарные врачи (включая ведущих и главных) и фельдшеры.
В утечке кадров врачи винят руководителя службы ветеринарии Иркутской области (СВИО) Сергея Шевченко. Как они пояснили нашей редакции, средняя зарплата специалистов составляет 25 тыс. руб. Руководитель якобы обещал с января 2023 г. повысить зарплату на 35%, чего до сих пор не произошло. Также из-за отсутствия финансирования ветеринарам приходится самим обеспечивать себя спецодеждой и инструментами.
Вторая часть петиции посвящена хищению бюджетных средств. Авторы обращения считают, что чаще всего подтасовки происходят на уровне ветстанций. Однако сути проблемы это не меняет. С каждой закупленной кооператорами бычьей туши или ведра молока, со всякой якобы стерилизованной собаки тратятся деньги налогоплательщиков.
В приложении объемом в 151 страницу подробно расписаны примеры по пяти районам Приангарья (УОБО и Черемховский район). В самом обращении расписаны общие схемы приписок. Еще 11 марта 2013 г. вышло постановление правительства Иркутской области № 78-пп. Для развития малых форм хозяйствования были предусмотрены субсидии кооперативам на возмещение части затрат при закупке мяса и молока в личных подсобных хозяйствах. За каждый килограмм мяса из регионального бюджета выделяют от 15 до 20 рублей. За литр молока — 2 рубля.
Обычная туша КРС составляет от 120 до 180 кг, но по закупочным актам ее оформляют как 300 кг. Количество закупленных туш также произвольно увеличивается ввиду отсутствия контроля. Для проверки подлинности закупленной продукции разрабатывалась система «Меркурий», однако чиновники СВИО, по утверждению авторов петиции, вбивают туда данные вручную.
Важным направлением деятельности службы ветеринарии является надзор за деятельностью по отлову, лечению и вакцинации безнадзорных животных — преимущественно собак. Несмотря на государственное финансирование (только на Иркутск в 2022 г. выделено более 8 млн руб.), ситуация ухудшается. В августе прошлого года уполномоченный по правам ребенка Иркутской области Татьяна Афанасьева привела шокирующие данные. За семь месяцев было зарегистрировано 115 случаев нападения собак на детей, хотя годом ранее — 33 нападения.
Уволившиеся ветеринары в своем обращении перечислили мошеннические схемы специализированных фирм по отлову животных. Которые остаются безнаказанными, опять же по мнению обратившихся к президенту, из-за халатности СВИО. Вместо отлова и стерилизации, как указываю бывшие работники ветслужб, зачастую проводятся имитация деятельности и освоение бюджетных средств.
Самый простой — отловить собаку, указать проведенные с ней фиктивные работы, а на самом деле только прицепить бирку. В результате «стерилизованная» собака спустя некоторое время щенится. Другой способ — отловить уже биркованную собаку (они ведут себя смирнее, чем нестерилизованные), срезать бирку, повесить свою, бросить по-живому пару швов и заново чипировать.
Уволившиеся работники рассматривают действия тех, кого они считают виноватыми в происходящем, по меньшей мере опасными: «Уважаемый Владимир Владимирович, когда вся страна в едином порыве противостоит внешней угрозе и поддерживает специальною военную операцию, некоторые чиновники на местах делают работу диверсантов и уничтожают тыл, в данном случае одну из важнейших структур в сфере сельского хозяйства — ветеринарную службу».
Как нам стало известно, Следственный комитет заинтересовался данным обращением.