Ежегодно общественный транспорт перевозит более 10 млрд россиян.
Ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более десяти миллиардов человек, плюс на метро три миллиарда и более миллиарда на пригородном железнодорожном транспорте. Об этом вчера заявил Президент России Владимир Путин на заседании Президиума Госсовета РФ по вопросам развития общественного транспорта. В мероприятии в числе руководителей регионов принял участие и Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов.
«Все больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и экономичный. Конечно, это происходит преимущественно в тех городах, где все виды транспорта грамотно увязаны в единую систему, удобную, востребованную жителями».
Эталоном Путин, конечно же, назвал Москву, где выделяются большие средства на организацию движения городского транспорта. В то же время он признал, что далеко не во всех регионах система выстроена как надо. Отдельные претензии Путин высказал в части обеспечение ежегодного снижения среднего возраста автопарка.
«Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть. Эта задача должна быть обязательно выполнена. Прошу Правительство принять здесь все необходимые меры», — подчеркнул Путин и отдельно высказался об автобусах.
Не все регионы способны обеспечить рентабельность этого хозяйства.
«Автобусы — единственный вид транспорта, у которого нет жесткого регламента по сроку службы, и это странно. Нередки случаи, когда востребованные людьми маршруты просто закрываются, так как автобусы уже не подлежат ремонту и выходят из строя, а возможностей восполнить их дефицит нет ни у муниципалитетов, а подчас ни даже у самих регионов».
Глава государства озвучил цифры, согласно которым регионы нуждаются в 57 тысячах новых автобусов, а с учетом развития новых маршрутов необходимость в них вырастет кратно. Путин признал, что не все регионы способны обеспечить рентабельность этого хозяйства, какие-то — нет.
«Для многих субъектов Федерации это пока сложная задача, прямо скажем. Прежде всего потому, что они требуют немалых финансовых затрат, и без федеральной поддержки здесь, безусловно, не обойтись», — сказал Путин.
Ни для кого не секрет, что стоимость проезда в российских городах не способна сделать коммерчески успешной отрасль городского транспорта. В конечном счете она убыточна, что негативно сказывается на качестве услуг и комфорте перевозок. Здесь не стоит упоминать среднестатистический российский город. Даже в успешных и благополучных регионах ситуация не идеальна.
В Казани с транспортом все отлично! За одним исключением.
А что в Казани? Столице Татарстана удалось выстроить эффективно работающую транспортную систему. Большая заслуга в этом принадлежит «Метроэлектротрансу» города. Метро работает как швейцарские часы. Более того, Татарстан потратит 42 млрд рублей на четыре станции второй ветки, к 2027 году работы планируют завершить.
Не вызывает больших нареканий работа трамваев и троллейбусов. Более того, обновленный «автопарк» (или рельсопарк) гармонично вписывается в чистую и современную Казань. Единственной ложкой дегтя часть казанцев называют городские автобусы. Граждане в соцсетях жалуются практически на всё: жару в салоне летом и холод зимой, стиль вождения, хамоватых кондукторов, а главное — необходимость подолгу ждать автобусы на остановках.
«Автобусы ломаются, денег у АТП нет, повышают цены на проезд, чтобы на ремонт хватало. Безобразие», — возмущались жители Татарстана под постом со странным голосованием в группе «ВКонтакте» Минтранса РТ о «вариантах» установки кондиционеров.
Не секрет, что и самих автобусов на дорогах Казани становится все меньше. Об этом, кстати, напрямую сообщил «Татар-информу» глава Ассоциации АТП РТ Сергей Темляков. По его словам, транспортная отрасль в Татарстане находится в затяжном кризисе: на предприятиях не хватает работников, а на дорогах — подвижного состава.
«263 автобуса старше 10 лет, ежедневно по техническим причинам фиксируем от 15 до 30 сходов автобусов с маршрутов. Главный вопрос — это индексация заработной платы сотрудников. В Казани на данный момент не хватает более 1000 водителей и кондукторов», — привел неутешительную статистику Темляков.
Когогин поддерживает идею перевозчиков о брутто-контрактах.
Позиция перевозчиков заключается в том, что на нормализацию работы городских автобусов не хватает средств. Они предлагают реализовать в Казани систему так называемого брутто-контракта. С 2019 года Ассоциация АТП лоббирует эту тему.
Что это такое? Перевозчик получает плату за выполненную транспортную работу за километр пробега. В этой сумме расходы на модернизацию, внедрение новых услуг, повышение зарплаты сотрудникам и текущие расходы. Интересно, что Темляков и его партнеры сумели заручиться поддержкой в этом вопросе от гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина.
«Исходя из опыта, могу сказать: другого пути, кроме брутто-контрактов, в перевозках нет. Важный вопрос, на который любая власть должна ответить: перевозка пассажиров — это социальная функция или бизнес? Мое убеждение — это социальная функция», — заявлял глава КАМАЗа.
Интересно, что вчера на московском заседании термин «брутто-контракт» звучал не раз. Участники президиума в один голос заявляли об эффективности данной системы работы с городским транспортом в целом и автобусами в частности. Казанские перевозчики рассчитывают, что инициатива будет поддержана и на республиканском уровне.
Что за пределами Казани?
Тема городских автобусов актуальна не только для Казани, но и других городов Татарстана. Например, в Челнах только сейчас ситуация с теми же автобусами стала более менее понятной. 15 июля на дороги Автограда вышли новые «НЕФАЗы». Средства на приобретение автобусов производства КАМАЗа в сумме 299 млн 837 тыс. рублей были направлены из городского бюджета. В автопарк города поступили автобусы модели НЕФАЗ-5299−40−52 синего цвета. Эта модель эксплуатируется по всей России.
Но история взаимоотношений Набережных Челнов и «НЕФАЗов» довольно противоречивая. Здесь есть что вспомнить. Несколько лет назад город взял в лизинг 190 автобусов на газомоторном топливе. Все обернулось долгами в 700 млн рублей и вообще дошло до суда.
В итоге КАМАЗ забрал автобусы через суд и реализовал их одной из автотранспортных компаний Татарстана. Кто прав, кто виноват, доподлинно неизвестно. В кулуарах поговаривали, что автобусы больше стояли в ремонте, чем ездили, а город чуть ли не заставили их приобрести. Сейчас в Челнах уверяют, что история не повторится.
Проблему автобусов нужно решать системно.
Свои истории транспортного коллапса переживали в разные годы в Нижнекамске, Альметьевске и Лениногорске. Например, в Нижнекамске долгое время работало лишь одно частное АТП, которое в определенный момент ушло с рынка, поскольку деятельность предприятия несла одни убытки владельцам из-за низкой стоимости проезда.
В итоге перевозку граждан «повесили» на организацию, которая выполняла вахтовую перевозку рабочих города. Получился странный гибрид.
То есть проблему автобусов нужно решать системно, о чем накануне и говорил Владимир Путин. Какие решения будут приняты по итогам масштабного обсуждения в Госсовете РФ, по всей видимости, узнаем уже скоро.