Что случилось?
18 мая Еврокомиссия запустила официальный процесс блокировки американских санкций в отношении Ирана на территории Евросоюза. Эта мера направлена на защиту интересов европейских компаний, которые могут пострадать после выхода США из иранской ядерной сделки.
Предпосылки заключения ядерной сделки
14 июля 2015 года Иран и шестерка посредников (США, Франция, Великобритания, Китай, РФ и Германия) подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), предусматривающий заморозку иранской ядерной программы в обмен на снятие санкций.
Заключение сделки стало финалом почти 13 лет сложных переговоров:
В августе 2003 года инспекторы МАГАТЭ обнаружили в Иране следы обогащенного урана и заявили, что мощности заводов превышают необходимые для мирных целей.
В том же году тройка государств — Франция, Германия и Великобритания — начала переговоры с Ираном по ядерной программе. Их результатом стало подписание 18 декабря 2003 года Ираном дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, расширяющего возможности для проверок МАГАТЭ.
В июне 2005 года в ответ на продолжение ядерной программы США ввели первые санкции против иранских банков, компаний и физлиц, связанных с атомной промышленностью. В декабре 2006 года за отказ Ирана прекратить обогащение урана санкции ввел Совбез ООН. В том же году к тройке
С 2010 года прошло несколько раундов переговоров шестерки государств с Ираном. Самым значительным их итогом стало подписание 24 ноября 2013 года в Женеве совместного плана сроком на полгода, по которому Иран обязался прекратить обогащение урана выше 5% и остановить строительство новых центров. В ответ Иран получил ослабление санкций, в частности, были частично сняты ограничения на экспорт иранской нефти.
План должен был стать первым шагом к заключению всеобъемлющего соглашения по ядерной программе, но сроки его подписания неоднократно откладывались. Переговоры завершились в июле 2015 года. 18 октября 2015 года СВПД вступил в силу,16 января 2016 года началась его практическая реализация.
Основные положения соглашения
Тегеран гарантировал исключительно мирный характер своей ядерной программы и обязался:
- в течение 15 лет иметь в распоряжении не более 300 кг низкообогащенного урана (до 3,67%);.
- не производить высокообогащенный уран и оружейный плутоний;.
- сократить количество ядерных центрифуг с 19 тыс. до 6,1 тыс.;.
- перепрофилировать обогатительный завод в Фордо в технологический центр;.
- использовать реактор в Араке исключительно в мирных целях;.
- допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.
В обмен «шестерка» согласилась отменить все санкции (как Совбеза ООН, так и национальные), связанные с иранской ядерной программой, включая меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики. В случае нарушения условий сделки Ираном предусмотривалось возобновление санкций в течение 65 дней.
Выводы МАГАТЭ
Международное агентство по атомной энергии, контролирующее соблюдение сделки, неоднократно подтверждало, что Иран полностью выполняет взятые на себя обязательства в рамках СВПД. Как заявил гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано, страна подвержена беспрецедентно жесткому контролю: количество проверок достигло 3 тыс.
Позиция США
Заключение ядерной сделки с Ираном считалось одним из главных внешнеполитических достижений президентства Барака Обамы. Пришедший ему на смену Дональд Трамп еще на стадии избирательной кампании выступал против соглашения, называя его «ужасной сделкой». Тем не менее он несколько раз продлевал заморозку американских санкций (при подписании СВПД США не полностью отменили санкции, а лишь приостановили их действие), надеясь добиться внесения в него дополнительных ограничений. Однако 8 мая Дональд Трамп официально объявил о выходе из ядерной сделки, заявив, что она «основана на лжи».
Принимая решение, Дональд Трамп руководствовался данными Израиля, который 30 апреля обнародовал доказательства существования у Ирана секретной программы по разработке ядерного оружия. По словам премьера Биньямина Нетаньяху, о нем стало известно в результате «грандиозной операции» израильской разведки, которой удалось похитить у Ирана «полтонны материалов», включая 55 тыс. документов и 183 компактных диска с информацией.
Позиция Ирана
В начале мая глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что его страна не собирается пересматривать заключенное соглашение и идти на новые уступки. Он призвал США выполнить взятые на себя обязательства или нести ответственность за возможные последствия отказа от сделки.
После заявления Дональда Трампа иранский президент Хасан Роухани заявил, что Тегеран не будет выходить из сделки и продолжит сотрудничать с «пятеркой» оставшихся в ней стран.
Позиция других участников
Москва и Пекин последовательно выступали против отмены или изменения ядерной сделки. После заявления Дональда Трампа МИД РФ обвинил США в следовании «собственным узкокорыстным и конъюнктурным интересам» и выразил готовность продолжать взаимодействие с другими участниками СВПД и развивать сотрудничество с Ираном. Официальный представитель китайского внешнеполитического ведомства также выразил намерение поддерживать нормальные экономические и торговые связи с Ираном при соблюдении международного права.
Европейские лидеры выступали за сохранение сделки, однако были готовы на ее доработку. В частности, обсуждалась возможность включения в СВПД вопросов контроля за ядерной деятельностью Ирана после 2025 года, за его баллистической программой, а также меры по ограничению влияния Ирана на Ближнем Востоке. После провала всех попыток переубедить Дональда Трампа Евросоюз намерен выработать общую позицию по иранской сделке к 17 мая.
Возможные последствия
Вопрос о том, удастся ли оставшимся участникам сохранить СВПД, пока открыт. По прогнозам экспертов, развал ядерной сделки может нанести серьезный ущерб режиму нераспространения ядерного оружия, привести к эскалации конфликта Тегерана с Западом, осложнит отношения США и Европы, а также еще больше накалит ситуацию на Ближнем Востоке.
Кроме того, выход США из соглашения грозит серьезными экономическими последствиями. Минфин США уже заявил, что действовавшие в отношении Тегерана санкции будут восстановлены в течение 90−180 дней. Другие страны должны будут свернуть свои деловые отношения с Ираном или сами попадут под вторичные санкции.
На первом этапе будут возвращены санкции за продажу иранскому правительству американской валюты, «значительные операции, связанные с покупкой или продажей иранских риалов», сделки с графитом, золотом, другими ценными металлами, алюминием, сталью, углем. Под запретом окажутся операции с суверенным долгом Ирана. Будут введены ограничительные меры в отношении автомобильной промышленности, импорта в США ковров и продовольственных товаров. Второй этап завершится 4 ноября. Эти санкции затронут портовых операторов Ирана, его корабли и судостроительную отрасль, а также энергетический сектор страны. Под запретом окажутся любые операции, связанные с добычей и поставками нефти и нефтепродуктов. Зарубежным финансовым организациям запретят взаимодействовать с иранским Центробанком и другими финансовыми учреждениями страны. Вновь начнут действовать ограничения в отношении услуг по страхованию.
В числе компаний, которые могут понести потери от возвращения санкций, — американский Boeing и европейский Airbus (могут потерять от $20 млрд до $39 млрд по контрактам на поставку в Иран самолетов), французские Total (контракт на $2 млрд на разработку газового месторождения Южный Парс) и Renault ($780 млн на производство автомобилей), немецкий Siemens (инфраструктурные инвестиции на €3 млрд). Европейский бизнес пострадает значительно больше американского — товарооборот Ирана с Европой и США различается более чем в 100 раз. Правительство Франции уже заявило о готовности ЕС оспорить санкции против Ирана в ВТО.
Товарооборот России и Ирана в 2017 году достиг $1,7 млрд. Под угрозой могут оказаться контракты ряда крупных компаний, включая РЖД и «Росатом». Недавно о планах по выходу на иранский рынок объявила «Зарубежнефть».
Ряд экспертов отмечают, что российский бюджет может извлечь пользу от решения США
Мнения экспертов
Виталий Наумкин, научный руководитель Института востоковедения РАН, академик РАН:
Санкции очень серьезные, и их отличие от прежнего периода, во-первых, в том, что их не все будут соблюдать. Большой вопрос, будут ли они соблюдаться Россией и Китаем, а вот по ЕС — это отдельный вопрос, нужно время, чтобы оценить действия европейцев. Второе отличие, что новые санкции США более глубокие, чем прежде, они нанесут серьезный удар по Ирану, и будет много государств, которые присоединятся к США, чтобы не портить отношения с американцами. Подозреваю, что и европейцы вряд ли устоят. Дальше все будет зависеть от того, какой путь изберет Иран, мы пока этого не знаем. Для России эта ситуация невыгодна, как и всем.
Евгений Коган, президент компании «Московские партнеры»:
У меня есть ощущение, что-то, что сейчас происходит, скорее элементы торга. Это классическая политика Трампа: сперва напугать, наехать, выставить жесткие условия, а потом уже начать торговаться… Кончится тем, что попугают всех, а потом придут к какому-то взаимоприемлемому консенсусу. Скорее всего, Иран вынужден будет свою политику смягчить и начинать договариваться на новых, менее выгодных для него условиях…Для России эта ситуация просто замечательная, на горизонте возникли очень плохие парни, которые затмевают своей отрицательностью нас, и теперь мы можем переместиться в разряд «хороших парней». Естественно, мы будем в этой ситуации возмущаться и говорить: «Как нехорошо!» Но эта ситуация дает нам дополнительные доходы в бюджет, свободу маневра, возможность как-то лавировать.
Алексей Малашенко, руководитель научных исследований Института диалога цивилизаций:
После этого решения усилятся позиции консервативных кругов в Иране, поэтому не исключаю, что решение Трампа выйти из договора ударит по позициям Хасана Роухани в Иране и приведет к их ослаблению. Остальные страны, имеющие отношение к договору, будут продолжать стремиться его выполнять. А в глобальном смысле это решение особого значения иметь не будет. Лично для Трампа я пока никаких реальных выгод не вижу. Он еще раз показал, что способен на нестандартные ходы.
Артем Косенок, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко, группа «Прямая речь»