По информации одного из собеседников РБК, обращения направляли АвтоВАЗ и «Соллерс». «С начала года наблюдается критическая ситуация на рынке, связанная с перевозкой готовой продукции. Это связано с дефицитом автовозов и использованием такой техники для импорта автомобилей из Китая. Также сказывается собственно дефицит водителей техники. В результате тарифы на такие перевозки резко выросли, чуть ли не в два раза», — рассказал источник. При этом такие перевозки и тарифы на них не регулируются государством.
В связи с этим Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) ввел специальную надбавку к цене автомобиля марки у дилера: «С 1 ноября компания вынуждена ввести частичную компенсацию стоимости доставки автомобилей до дилерских центров в размере 50 тыс. руб. (на один автомобиль. — РБК). Данные расходы будут включены в прайс-лист, при этом официальная рекомендованная розничная цена (РРЦ) всех моделей бренда остается без изменений».
Желающие приобрести машину без допнадбавки могут заказать ее напрямую у завода — с помощью конфигуратора модификаций на сайте марки. Но в этом случае автомобиль придется ждать три-шесть месяцев в зависимости от варианта оснащения и установленного оборудования, сообщила представитель «Соллерс».
В АвтоВАЗе РБК подтвердили, что наблюдается значительный рост цен на рынке логистических услуг и компания сейчас рассматривает различные варианты компенсации таких затрат. На вопрос, будут ли для этого повышать цены на автомобили, ее представитель не ответил.
В Минппромторге сообщили РБК, что совместно с Минтрансом и отраслевым сообществом прорабатывают разные варианты оптимизации вывоза готовых автомобилей в дилерские центры. "С учетом компетенций отечественных предприятий рассматриваются варианты организации производства автовозов, отвечающих всем требованиям предприятий автомобильной промышленности. — говорится в сообщении.
Обращения в Минпромторг и Минтранс представители обоих концернов не комментируют.
Откуда возник дефицит
Проблему дефицита поднимал на Восточном экономическом форуме в сентябре вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АвтоВАЗа Сергей Громак: «Сейчас в стране реально не хватает автовозов и водителей автовозов, чтобы готовые товарные автомобили с заводов вывозить к дилерам», — рассказывал он. Вместе с тем, в конце октября Громак также предлагал ввести полную компенсацию транспортных затрат для экспортеров в дальние страны (Латинская Америка, Африка). Затраты на логистику по некоторым направлениям, по его словам, выросли в семь раз, при этом многие зарубежные поставщики отказываются перевозить российскую продукцию. Сейчас в России действует 80-процентная компенсация логистических затрат для экспортеров высокотехнологичной продукции.
Как отмечает один из собеседников РБК на автомобильном рынке, сегмент перевозок готовых автомобилей не регулируется государством, поэтому логисты задирают ценник. В России не так много компаний, которые владеют автовозами, сообщили РБК в Национальном союзе экспертов в сфере транспорта и логистики. Среди компаний, оказывающих подобные услуги, петербургский «Ятис» и московский «Мейджик Транс». На сайте первого указано, что у компании есть собственный парк автотранспорта в более 340 транспортных средств. РБК направил запросы в обе компании.
По словам Олега Дунаева, председателя подкомитета по транспорту и логистике комитета РСПП по международному сотрудничеству, проблема дефицита автовозов связана с тем, что направления логистики в 2022—2023 годах резко поменялись: «Когда ушли западные концерны, очевидно, что направления доставки товаров изменились».