Не только коронавирус: пять причин победы Джо Байдена на выборах в США

1
Выборы в США-2020

Американская предвыборная кампания была не из тех, чей исход легко предсказать. Она шла на фоне пандемии, какая случается раз в столетие, и самого высокого социального напряжения с конца 1960-х годов. Считается, что действующий президент США, добивающийся второго срока, всегда имеет известное преимущество. Байден играл против соперника, известного отрицанием условностей и прецедентов. И тем не менее, с третьей попытки он победил — с небольшим перевесом в коллегии выборщиков, но по стране в целом опередил Дональда Трампа на несколько миллионов голосов.

Вот пять секретов успеха, приведших сына автодилера из штата Делавэр к заветной цели.
2
«Ковид, ковид, ковид»

Вероятно, главный фактор победы Байдена от него абсолютно не зависел.

Пандемия коронавируса, унесшая жизни 230 тысяч американцев, изменила повседневную жизнь и политику. Очевидно, не в пользу действующего лидера.

Это понимал и Дональд Трамп, судя по его поведению в последние предвыборные дни.

«Что касается фейковых новостей, это Covid, Covid и еще раз Covid», — сказал он на прошлой неделе на митинге в Висконсине, где число новых случаев перед этим резко взмыло вверх.

Но концентрация внимания СМИ на ковиде не формировала, а отражала общественное беспокойство. И большинство граждан, как показывали опросы, находило действия президента в условиях кризиса неудовлетворительными. Исследование, проведенное в октябре социологическим центром Pew Research, в этом смысле дало Байдену преимущество в солидные 17%.

Пандемия и вызванный ей экономический спад лишили Дональда Трампа его главного козыря — темы роста и процветания. Они подчеркнули такие известные недостатки президента, как нежелание глубоко во что-то вникать, склонность не верить науке, слушать только одно мнение и решать наудачу.

Именно пандемия обрушила рейтинг доверия к Трампу — в определенный момент лета до 38% — чем Байден и его команда не преминули воспользоваться.
3
Кампания из-за кулис

За свою политическую карьеру Джо Байден заработал репутацию человека, постоянно попадающего впросак со своими высказываниями. Недостаток красноречия пустил под откос его попытки стать кандидатом в президенты в 1987 и 2007 годах.

В ходе третьей кампании ему тоже случалось мямлить, но не столь часто, и не привлекая к этому особого внимания.

Его оттягивал на себя, во-первых, Дональд Трамп, служивший неисчерпаемым источником новостей. Во-вторых, более важные темы: коронавирус, протесты, последовавшие за гибелью Джорджа Флойда, и экономические трудности.

Но часть эффекта следует отнести на счет стратегии, осознанно выбранной штабом Байдена: меньше показывать кандидата народу и не усердствовать с мероприятиями, чтобы его усталость или неосмотрительность не привели к какому-нибудь ляпсусу.

Вероятно, в нормальных условиях такая линия поведения сработала бы против него, а уколы Трампа, иронизировавшего над «прячущимся» соперником, возымели бы действие. Но при коронавирусе она не вызывала удивления и осуждения. В результате Байден в основном молчал, а Трамп много говорил, и становился жертвой собственных словесных промахов.

4
«Кто угодно, лишь бы не Трамп»

За неделю до выборов штаб Байдена представил его заключительные рекламные ролики.

Основная идея осталась неизменной с начала кампании в прошлом году и августовской речи, в которой Байден благодарил Демократическую партию за выдвижение: нынешние выборы — это «битва за душу Америки», шанс положить конец «расколу» и «хаосу» последних четырех лет.

Выборы стали своеобразным референдумом Трампу | Источник: GETTY IMAGES
За лозунгом стоял простой расчет: Байден поставил на предположение, что после конфликтного Трампа американцы хотят более спокойного и устойчивого лидерства.

«Я устал от Трампа как личности», — заявил 18-летний житель Майами Терри Адамс, в первый раз в жизни проголосовавший на президентских выборах.

Демократам удалось превратить их скорее в референдум об отношении к Трампу, нежели в выбор из двух кандидатов. За Байдена голосовали просто потому, что он не Трамп.

Победа Байдена будет означать, что можно больше не думать о политике, любили повторять его сторонники. Подразумевалось, что это шутка, но в ней имелось зерно истины.

5
Центризм

Внутри Демократической партии Байдену в основном пришлось бороться с конкурентами слева, Берни Сандерсом и Элизабет Уоррен, собиравшими обильные пожертвования и митинги, сравнимые по числу участников с рок-концертами.

Байден же занял центристскую позицию, отказавшись поддержать лозунги бесплатноно государственного здравоохранения, бесплатного высшего образования и налога на имущество. Это привлекло к нему умеренных избирателей и даже часть колеблющихся республиканцев.

Источник: Reuters

Сюда же относится выбор в качестве кандидата в вице-президенты Камалы Харрис, а не кого-то из кумиров левого крыла Демпартии.

Единственный пункт, где Байден уступил Сандерсу и Уоррен — климатические изменения.

Видимо, он предпочел поддержку молодежи, сконцентрированной на данном вопросе, голосам избирателей колеблющихся штатов, связанных с энергетикой. Но это исключение, которое подтверждает правило.

Не секрет, что мы скептически относились к планам Байдена и его действиям на посту вице-президента [в 2009-2017 годах]. Но он прислушался к ряду критических замечаний касательно величины и сроков инвестиций [в альтернативную энергетику].
Варшини Пракаш
один из основателей экологической группы «Движение восхода»
6
Больше денег

В начале года денежный сундук Байдена был почти пуст. Особенно в сравнении с Трампом, который готовился к будущим выборам четыре года и накопил около миллиарда долларов.

Однако с апреля машина сбора пожертвований на кампанию Байдена начала стремительно набирать обороты, и к финишу он пришел, потратив на 144 миллиона долларов больше соперника, буквально затопив республиканцев потоком телевизионной рекламы.

Источник: GETTY IMAGES

Конечно, деньги еще не все. Четыре года назад Хиллари Клинтон тоже опережала Трампа по финансовым показателям.

Но теперь, когда личное участие кандидатов в агитации за самих себя было ограничено коронавирусом, а избиратели по той же причине проводили больше времени перед телеэкранами и в интернете, это оказалось особенно важным.

Штаб Байдена вложил большие деньги в рекламу своего кандидата не только в колеблющихся, но и в традиционно республиканских штатах. В Техасе, Джорджии, Огайо и Айове это не сработало, но консервативную Аризону демократы-таки перетянули на свою сторону.

Обновлено: 19.02.2021 18:58
BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. "BBC News Русская служба" не несет ответственности за их содержимое.
Подпишитесь на нас