Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Стартовавшая в 2020 году постепенная интеграция Узбекистана и Евразийского экономического союза сегодня вызывает множество вопросов. Когда Узбекистан станет полноправным членом организации и станет ли им вообще, зачем это нужно нашей стране в условиях «токсичности» российской экономики, которая занимает ключевую роль в организации, да и в целом, какие перспективы у этого объединения в мире, где идет постепенное обрушение глобализации.
Корреспондент Podrobno.uz обсудил эти вопросы с независимым экспертом, кандидатом экономических наук Жориллой Абдуллаевым.
— Давайте для начала определимся, что такое ЕАЭС. Евразийский экономический союз — это региональная организация экономической интеграции. В организацию входят на равных правах Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Также есть страны-наблюдатели — Молдова, Куба и Узбекистан. ЕАЭС заключил соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией и Ираном, соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.
В организации обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, проведение единой экономической политики. Основные компетенции ЕАЭС — таможенно-тарифное регулирование, защита внутреннего рынка, внешнеторговая политика, взаимная торговля услугами и инвестициями, транспорт и перевозки, энергетика. Объем взаимной торговли в 2021 году в рамках организации достиг 72,6 миллиарда долларов, что на 31,9% больше по сравнению с 2020 годом.
Это экономическая структура, в основном состоящая из стран СНГ. У большинства ее членов общее политическое, экономическое и культурное прошлое. В период появления организации связи между странами еще не были полностью разрушены. Так почему было бы не воспользоваться этим преимуществом для развития своих экономик.
С развалом СССР страны, входившие в союз, стремились отгородиться различными барьерами, в первую очередь экономическими, например, таможенно-тарифной политикой. Были сломаны интеграционные экономические связи между отраслями и предприятиями. Однако спустя непродолжительное время власти независимых государств поняли, что по отдельности будет очень сложно развиваться. В результате появился ЕАЭС, позволивший восстановить бывшие связи и, как результат, обеспечить рост взаимной торговли и общего экономического развития.
Узбекистан с самого начала, когда стал страной-наблюдателем в ЕАЭС в 2020 году, заявил, что вступление в организацию будет постепенным и займет определенное время. При этом власти прекрасно понимают, что отмена таможенно-тарифного регулирования и других барьеров между Узбекистаном и странами, входящими в ЕАЭС или имеющими соглашение о свободной торговле с организацией, может стать большим подспорьем для роста экономики нашей страны, поэтому и делают ключевую ставку на это направление.
Здесь есть и другой важный аспект. Учитывая «агрессивную направленность» на проведение всеобъемлющих и безвозвратных экономических реформ, Узбекистан сейчас воспринимают в мире как нового «азиатского экономического тигра». Но активному «тигру» нужно больше пространств и свободы для действий. Этому может способствовать будущая возможная интеграция в ЕАЭС, тем более что организация будет расширяться. Так, например, намерения о вступлении или сотрудничестве с ней уже высказали такие страны, как Египет, Индонезия, Монголия, ОАЭ, Таджикистан и другие. В будущем союз может стать одним из крупных интеграционных экономических образований в рамках Евразийского пространства.
— На ваш взгляд, насколько сейчас «токсичной» выглядит эта организация для властей Узбекистана с учетом активной роли в ней России?
— Все понимают, что Россия, как самый крупный игрок в ЕАЭС, играет в ней ведущую роль. Проводимая РФ в 2022 году внешняя политика не внесла существенных коррективов во внешнеполитический вектор Узбекистана. Ташкент по-прежнему реализует проекты, отвечающие его прагматичным экономическим интересам, продолжает политику сбалансированной равноудаленности от глобальных центров силы, так называемой многовекторности, в том числе от России.
В тоже время в настоящий момент внешние игроки стремятся сделать наши взаимоотношения с Россией «токсичными». Госсекретарь США Энтони Блинкен на пресс-конференции по итогам визита в Астану подчеркнул, что США следят за соблюдением санкций против России странами Центральной Азии. При этом санкции против России имеют побочные экономические эффекты на страны региона, поэтому США приложат все усилия, чтобы смягчить и минимизировать их. Он объявил о выделении 25 миллионов долларов в целях диверсификации торговли и создания рабочих мест в регионе.
Все мы понимаем, что стоит за этими словами. Как говорится, волков бояться — в лес не ходить. Узбекистан входит в такие политические организации, как СНГ и ШОС. В этих организациях ведущую роль играют Россия и Китай. Это наши соседи и ведущие экономические и политические партнеры. Узбекистан в этих организациях участвует на равноправных условиях с момента их основания.
Получается теперь в угоду политической конъюнктуре нужно отказаться от участия в этих организациях, разрывать связи с партнерами и соответственно обрекать свою экономику на развал и стагнацию. При этом Узбекистану никто не сможет заменить ушедшего партнера и гарантировать экономическую и социальную безопасность.
Для сравнения можно привести несколько примеров того, что мы можем потерять от ограничения связей с членами ЕАЭС.
Россия главный внешнеэкономический партнер Узбекистана, она обеспечила 18,6% или 9,3 миллиарда долларов от внешнеторгового оборота в прошлом году. Для сравнения оборот с США за 2022 год составил всего 400 миллионов долларов. При этом Россия, Китай и Казахстан обеспечивают почти половину внешнеторгового оборота Узбекистана.
Накопленные инвестиции России в экономику Узбекистана составляют порядка 10 миллиардов долларов, в нашей стране работают 3 тысячи предприятий с российским капиталом, а в России — 600 узбекских компаний.
Не стоит забывать, что РФ и Казахстан являются основными поставщиками продовольственной продукции в Узбекистан, также российские компании — это основные инвесторы в нефтегазовую и горнодобывающую промышленности Узбекистана, которые составляют основу тяжелой промышленности и, соответственно, экономики Узбекистана.
На территории России ежегодно работает от 2 миллионов до 3 миллионов узбекских работников. В 2022 году они переслали в Узбекистан 16 миллиардов долларов, что в три раза больше, чем в 2021 году. Эти средства позволяют существовать семьям этих работников и снижают социальную напряженность в обществе.
Еще один важный момент — ежегодно в российских вузах обучается около 50 тысяч студентов-узбекистанцев, в Узбекистане действует 14 филиалов российских высших учебных заведений.
Аналогичные экономические показатели и связи у Узбекистана и с Китаем. Таким образом очевидно, что вне зависимости от политической конъюнктуры Россия и Китай еще долго будут главными экономическими партнерами и инвесторами в узбекскую экономику. Тут выбор налицо — между «токсичностью» и развитием Узбекистана.
Возможная интеграция в ЕАЭС — чисто прагматичная задача, только экономика и никакой политики. К тому же это длительный и сложный процесс, требующий взаимного регулирования технических условий, стандартов, таможенных процедур и тарифов.
— Одна из главных тем для Узбекистана на каждом заседании в рамках ЕАЭС — увеличение торговых потоков и либерализация торговых связей. Потенциально, по каким направлениям узбекские товары могут расширить свое присутствие на рынках стран организации?
— Наибольшая доля внешнеторгового оборота Узбекистана в 2022 году пришлась на страны ЕАЭС — 34,2%. При этом он с каждым годом растет. Так, в 2022 году он увеличился на 26% и достиг 17,1 миллиарда долларов. Для сравнения доля стран ЕС во внешнеторговом обороте Узбекистана составляет всего 9%.
Основными статьями экспорта Узбекистана являются продукты переработки хлопка-волокна — ткани и пряжа, а также готовая одежда. Основными покупателями этой продукции являются Россия, Кыргызстан. Также наша страна активно поставляет в РФ и Казахстан плодоовощную продукцию, автомобили и бытовую технику.
Кроме того, Узбекистан продает цветные металлы, химическую продукцию и оказывает транспортные услуги.
Основными импортерами товаров в Узбекистан являются Китай, Россия, Казахстан, Южная Корея и Турция. В структуре импорта основную долю составляют машины и оборудование, чугун и сталь, продовольствие — зерно, сахар, масло, мясо, а также нефть и нефтепродукты, лекарства.
В первую очередь потенциально на рынках ЕАЭС свое присутствие может увеличить продукция нашего агропромышленного комплекса. Только в прошлом году в страны организации было продано овощей и фруктов на 1,2 миллиарда долларов. При этом важно понимать, что будущее за глубокой переработкой агропродукции с высокой добавленной стоимостью. Например, нужно больше продавать томатные соки и пасту, а не только помидоры.
В целом после введения санкций и ухода из России и Беларуси западных компаний у Узбекистана появляются большие возможности. В первую очередь речь идет о поставке готовых изделий из текстиля и трикотажа, расширении экспорта автомобилей и бытовой техники. В 2023 году узбекский автопром намеревается произвести около 400 тысяч автомобилей и как минимум 30% из них экспортировать. При этом основными покупателями наших автомобилей являются опять же страны ЕАЭС — Россия и Казахстан. Достаточно активно в этом направлении работают казахские предприниматели. Они закупают в Узбекистане текстиль, автомобили, чтобы потом завозить их в Россию.
Не стоит забывать о большой потребности в ЕАЭС в наших цветных металлах, кабелях, минеральных удобрениях. Одним из главных наших «товаров» могут стать трудовые ресурсы. Узбекистан — достаточно трудоизбыточный регион. А в той же огромной России наблюдается острая нехватка этих трудовых ресурсов. При этом наши рабочие, что признано во всем мире, дисциплинированные, трудолюбивые, относительно квалифицированные и, к сожалению, не требующие высоких зарплат.
Однако тут могут возникнуть проблемы с продвижением узбекских товаров в ЕАЭС. Россия и Беларусь находятся под жесткими западными санкциями. И, как сказано выше, западные страны следят за исполнением этих санкций, которые косвенно могут коснуться и нас. Прекращение связей с Россией и Беларусью позволит выполнить условия санкций, но тогда потеряем рынки сбыта нашей продукции, а заменить их в ближайшее время вряд ли кто сможет.
— Президент Узбекистана уже не раз говорил о необходимости принятия общей стратегии развития агропромышленного комплекса в ЕАЭС, что позволит оперативно реагировать на нарастающие угрозы продовольственной безопасности. Какие выгоды здесь ищет для себя Узбекистан?
— Изменение мирового климата, приводящее к уменьшению сельхозугодий, увеличение численности мирового населения, рост количества вредителей и болезней растений приводит к нарастанию продовольственной угрозы для всего мира, в том числе для населения Узбекистана. В этом отношении принятие совместной стратегии развития в агрокомплексе в настоящее время играет ключевую роль.
Территорию Узбекистана по большей части составляют пустынные и горные местности, размеры сельхозугодий не такие большие, и из-за возникающей эрозии они становятся еще меньше. Поэтому для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны важными являются поставки из-за рубежа зерна, масла, сахара и мяса.
Именно эти продукты в большем своем объеме поставляют страны ЕАЭС — Россия, Казахстан и Беларусь. При этом наша страна имеет специальные условия для импорта продовольствия в рамках ЕАЭС. В то же время агрокомплекс Узбекистана обеспечивает страны организации в большом количестве плодами и овощами. Все это ярко демонстрирует возможности взаимного развития агрокомплеков ЕАЭС и Узбекистана.
Чтобы двигаться дальше в этом направлении, необходимо принять общую стратегию развития, снять все экономические барьеры по продвижению продовольственной продукции между ЕАЭС и Узбекистаном, в ускоренном порядке решать вопросы фитосанитарного контроля, а также создать систему борьбы с вредителями, организовать специальный центр между ЕАЭС и Узбекистаном для оперативного решения всех вышеуказанных вопросов.
Еще один очень важный и косвенно связанный с продовольственной безопасностью вопрос — это мигранты. В настоящее время они могут находиться в России в течение полугода не более 90 дней. При этом узбекистанцы должны проходить сложные процедуры регистрации и патентирования. Учитывая взаимный интерес в дисциплинированных и трудолюбивых трудовых ресурсах Узбекистана, необходимо снять вышеуказанные барьеры.
— Как вам кажется, насколько вообще жизнеспособна идея создания промышленной кооперации в рамках ЕАЭС?
— В СССР была развитая системная кооперация по всем отраслям экономики, она давала свои результаты. В ЕАЭС страны стремятся развивать подобные взаимовыгодные кооперационные связи.
В Узбекистане последние пять лет идут очень активные процессы, когда крупные российские и казахские компании выходят на рынок со своими бизнес-проектами и инвестициями. Например, в прошлом году Россия была крупнейшим инвестором в узбекскую экономику. Это касается химической промышленности, машиностроения, металлургического производства, горнодобывающей промышленности и фармацевтики.
Кроме этого, основными направлениями промышленной кооперации со странами ЕАЭС, актуальными для всех стран Центральной Азии, является нефтегазовая сфера. Проблемы, возникшие этой зимой, двигают наши страны к кооперации для создания единой энергетической системы, появления взаимовыгодного газового союза, обеспечения кооперации в поставках нефти, нефтепродуктов и угля.
Еще одной точкой для роста могут стать водные ресурсы и экология. Без политической и экономической кооперации в этой области не достигнуть продовольственной и экологической безопасности. Узбекистан активно участвует в строительстве и взаимном использовании ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане. В дальнейшем в рамках кооперации со странами ЕАЭС можно будет поднять вопрос о восстановлении проекта переброски сибирских рек в Центральную Азию.
Не менее перспективным направлением выступает транспорт. Как известно, Узбекистан имеет ограниченную логистику. Мы — одна из двух стран в мире, дважды не имеющая выхода к морю. Строительство крупных транспортных путей без кооперации со странами ЕАЭС практически невозможно. Именно поэтому в настоящее время прорабатываются вопросы совместного строительства со странами организации транспортных путей через Афганистан, Иран к Индийскому океану, через Кыргызстан в Китай и дальше, маршрут через Каспийское море в Иран, в Турцию, на Ближний Восток.
Ключевым направлением кооперации может стать атомная энергетика. Проведение экономических реформ в Узбекистане требует большого количества энергии. В действующих условиях роста населения и развития промышленности наблюдается нехватка электрогенерации. Строительство солнечных, ветряных и гидроэлектростанций в обозримом будущем не сможет полностью возместить потребности в электроэнергии. Выходом является строительство АЭС.
О своих планах по возведению атомной станции уже заявили власти Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Однако из этих стран на сегодня только у нас вплотную подошли к практической реализации проекта. Республика подписала соглашение с Россией о строительстве двух энергоблоков еще в 2017 году. Через два года в Джизаке была выбрана площадка и начался сбор данных о сейсмологических, гидрологических, метеорологических и экологических параметрах.
В то же время поднимаются вопросы, почему АЭС должен строить «Росатом», а не кто-то другой. Во-первых, выбор не велик и компетенции у конкурентов из-за перехода на зеленую энергетику утрачены или низки. Во-вторых, стоимость их проектов в 1,5 раза дороже. Кроме того, надо исходить из опыта работы «Росатома» и задать вопрос — почему такие страны, как Китай, Индия, Турция, Иран, Египет и Венгрия выбрали именно российскую компанию.
И, самое главное, — в строительстве АЭС Узбекистан может скооперироваться с Казахстаном и Кыргызстаном, и на этой основе еще больше укрепить региональную интеграцию, став ее основным импульсом.
Держи новости при себе: подпишись на Телеграм-канал Podrobno.uz.