Потенциал отрасли
Часть отечественных компаний уже работают в направлении электрификации коммунальной техники. Например, в апреле этого года на улицах столицы заработал первый в России коммунальный робот «Пиксель», разработанный московской компанией «Автономика». «Пиксель» — беспилотная электрическая спецтехника, которая может делать влажную уборку и подметать тротуары практически в режиме 24/7, сменяя друг друга, при этом не шумя и не загрязняя воздух.
Кроме того, компания активно тестирует решение по управлению движением роботов с использованием цифровых двойников и динамических регламентов уборки. Система сможет автономно давать технике необходимые задачи и контролировать их исполнение.
Подобное решение развивает еще одна российская компания «Ермак индастриз» (занимается производством электрической коммунальной техники) выпустила электрический минитрактор. В коммунальном хозяйстве эта техника может использоваться для выполнения операций по уборке территории от снега, листвы и грязи, а также для подметания, полива и мойки тротуара, поясняет разработчик: «Создав цифровой двойник выбранной местности, можно с помощью беспилотников оптимизировать, а главное — автоматизировать работу коммунальной техники. Транспорт не сможет сбиться с поставленного маршрута, он будет двигаться четко по проложенным в цифровом двойнике линиям», — пояснил соучредитель «Ермак Индастриз» Александр Поляков.
В следующем году станет доступен для заказа электрический мусоровоз от компании КАМАЗ. Речь идет об аккумуляторном электромобиле с мусоровозной надстройкой КАМАЗ-53198 семейства «Чистогор», рассказал главный конструктор по инновационным автомобилям ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко. Кроме того, компания работает над созданием комбинированных дорожных машин, электрических пылесосов и поливомоечных машинах этого же семейства, а также мусоровоза семейства «ЭлектроКомпас».
Экосистема для развития и внедрения проектов
Город является ключевым интересантом отрасли, создающим спрос на коммунальный электротранспорт, подчеркивают эксперты. Однако предложение со стороны производителей пока ограничено, несмотря на большое количество опытных образцов не налажено серийное производство такой техники. Решить эту проблему помогает Московский инновационный кластер (МИК), объединяя производителей техники, компонентов и сопутствующей инфраструктуры, и предоставляя имнеобходимые для развития меры господдержки.
Московский инновационный кластер — проект правительства Москвы. Его целью является создание экосистемы продуктов и сервисов, а также условий, необходимых для эффективного развития инноваций. К кластеру присоединились более 35 тыс. организаций из Москвы и 81 региона России. С 2019 года в состав МИК входит Фонд «Сколково» — крупнейший научно-технологический комплекс, где разрабатывают и выводят на рынок инновационные проекты.
В Москве созданы 16 межотраслевых объединений. Темой электротранспорта занимаются два из них — Межотраслевое объединение в сфере электротранспорта и беспилотной техники, а также объединение в области электромобилестроения. Оба объединения дополняют друг друга — первый занимается в основном проектами по роботизации техники (именно его продуктом стал робот «Пиксель»), во втором развивают проекты по производству комплектующих и машиностроению. Для внедрения разработок на рынке при содействии МИК проходят тестирования на пилотных площадках.
«Институты развития, такие как Московский инновационный кластер и Фонд “Сколково”, имеют в своем портфеле компании, которые, в частности, разрабатывают и производят компонентную базу, решения по тяговым аккумуляторам и контролерам. Участники МИК могут быть поставщиками ряда решений для крупных компаний, производителей коммунальной техники, — объясняет руководитель управления по транспорту Фонда “Сколково” Кирилл Жанайдаров. — А “Сколково”, в свою очередь, выступает тестовым полигоном для комплексного внедрения таких решений в городскую среду, включая ИТ-составляющую, а также отработку сценариев зарядки такого транспорта, хабовых или иных».
Московское правительство активно содействует компаниям-разработчикам, за счет развития инфраструктуры и предоставления возможности для тестирования новых решений на специальных пилотных площадках, отмечает гендиректор «Автономики» Алексей Сивидов: «Такие объединения стимулируют развитие отрасли и ускоряют процесс вывода на рынок новых продуктов, помогают наладить выпуск всей необходимой компонентной базы».
Барьеры для электрификации коммунального транспорта Для массового перевода коммунальной техники на электротягу потребуется формирование собственной, отраслевой зарядной инфраструктуры, чтобы не загружать общественную, отмечают эксперты. «Решается это как путем организации использования уже существующих электробусных зарядных станций, так и размещением на площадках хранения коммунальных машин, моноблочных зарядных хабов контейнерного типа, которые отличает высокая мобильность и быстрая скорость развертывания. Работа над такими решениями в нашей компании интенсивно ведется», — рассказывает руководитель направления электронных зарядных станций компании «Парус электро» Максим Баранов.
По данным мэрии Москвы на август 2023 года, в столице функционирует порядка 3,2 тыс. электрозарядных станций (ЭЗС). Из них 223 точки установлено на улично-дорожной сети в рамках программы «Энергия Москвы» столичного Дептранса. Остальные станции размещены в паркингах жилых комплексов, торговых и бизнес-центров, а также на других территориях ограниченного доступа. До конца года власти запланировали открыть на улицах города 250 новых ЭЗС.
Для массового внедрения роботизированной коммунальной техники потребуются законодательные изменения, обращают внимание эксперты. «Нормативно-правовая база никаким образом не ограничивает использование электрического транспорта в коммунальных целях. Другое дело роботы, — говорит Ия Гордеева, Председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ). — Тут ситуация отличается, и для их внедрения в городскую среду требуется вносить изменения в законодательство, либо готовить специализированные правовые акты. Сейчас можно использовать готовый инструмент — экспериментальный правовой режим, либо начать масштабирование беспилотной коммунальной техники с закрытых территорий».
Как быстро удастся обновить коммунальную технику
В ближайшие десять лет рынок электротранспорта специального назначения будет ежегодно расти на 13%, говорится в исследовании Аналитического центра Агентства инноваций Москвы «Электротранспорт в мире. Специфика развития коммунального электротранспорта». Анализ международного опыта показывает, что электрификация коммунального транспорта начинается со средних и крупных типов — мусоровозов и уборочных машин, что позволяет быстрее получить заметный экологический эффект и реализовать стратегию перехода к низкоуглеродной энергетике. Муниципалитеты сначала пилотируют отдельные виды коммунального транспорта, и, в случае успеха, заменяют весь парк машин.
Эксперты ожидают, что обновление техники в сфере ЖКХ Москвы произойдет в ближайшие пять лет. Помочь этому должен наработанный опыт столицы в смежных областях — речь про внедрение электробусов. Москва фактически создала новый рынок, где крупные производители, такие как КАМАЗ и ГАЗ, ответили на запрос со стороны города. Похожий путь эксперты прогнозируют и рынку коммунального транспорта: крупный заказ со стороны столичных властей приведет к созданию современной электрической коммунальной техники, а также позволит развивать и прочие составляющие электрического транспорта — компонентную базу и зарядную инфраструктуру.
Электрический коммунальный транспорт города Москвы имеет большие перспективы, уверена директор по развитию компании «СпецАвтоИнжиниринг» (занимается разработкой и производством коммерческого электротранспорта, а также развитием зарядной инфраструктуры) Снежана Трантина. «По нашему мнению, переход начнется уже в 2024 году и в ближайшие пять лет произойдет обновление и перевод на электрическую тягу более половины парка коммунальной техники столицы, — прогнозирует Трантина. К этой тенденции, по ее словам, стоит добавить массовую электрификацию складской погрузочной и специализированной производственной техники: “Мы первые в России разработали и сертифицировали электрический транспорт в сегмента LCV (Light Commercial Vehicle, легкие коммерческие автомобили). Сегодня в портфеле проектов компании первые электрические маршруты в Сколково, парке ВДНХ, доставка “последней мили”, электрификация специализированной погрузочной техники”.