На прошедшей в среду, 31 октября, встрече власти пришли к соглашению с нефтяными компаниями по будущему топливных цен в России.
В совещании, которое провели
ТАСС рассказывает, почему сторонам снова пришлось сесть за стол переговоров.
Второй раз за год правительство «вручную» снимает остроту в ситуации со стоимостью топлива.
На прошедшей в среду, 31 октября, встрече власти пришли к соглашению с нефтяными компаниями по будущему топливных цен в России.
В совещании, которое провели
ТАСС рассказывает, почему сторонам снова пришлось сесть за стол переговоров.
Договоренности нацелены на то, чтобы снизить оптовые цены вертикально интегрированных компаний для независимых производителей до уровней нормальной минимальной рентабельности АЗС, которые позволяют им работать и сохранять июньские цены, объяснил министр энергетики Александр Новак.
При этом план по повышению акцизов с января 2019 года остается в силе и никаких новых преференций нефтяники не получат.
Соглашение вступает в силу с 1 ноября 2018 года и действует до 31 марта 2019 года. При этом
Козак предупредил, что соглашение обязательно для всех нефтекомпаний и ответственность будет солидарная.
То есть если хотя бы одна компания не будет выполнять договоренности, то правительство может применить имеющиеся в его распоряжении инструменты.
А именно введение заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов, которым власти грозили нефтекомпаниям, или лицензирование экспорта. Впрочем, ранее Новак назвал изменение пошлин крайней мерой.
«Роснефть» поддержала действия правительства по стабилизации топливных цен. Компания подписала и отправила в правительство соответствующие документы.
Кроме того, буквально за несколько часов до совещания в правительстве компания представила свои идеи по стабилизации ситуации на топливном рынке. В частности, корпорация предложила:
Позднее Козак рассказал, что предложения «Роснефти» будут обсуждаться, за исключением идеи по акцизам для АЗС.
Повышение цен на бензин так или иначе обсуждалось весь 2018 год.
Минувшей весной власти приняли меры по сдерживанию внутренних цен на бензин, который дорожал на фоне увеличения цен на нефть и ослабления рубля:
Кроме того, правительство законодательно закрепило за собой право вводить заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов, чтобы не допустить увеличения цен на внутреннем рынке.
А осенью вопрос вновь обострился.
Позднее напряженную ситуацию и возобновление роста цен на топливном рынке отметили в ФАС. Заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин объяснил это внешней конъюнктурой.
«Это связано с акцизами (на топливо), с курсом рубля. Это существенно повышает зависимость цен на внутреннем рынке от цен на мировом», — заявлял он.
В результате нефтяники, все лето удерживавшие цены на своих заправках, неоднократно жаловались, что им это невыгодно из-за:
Поэтому нефтяные компании даже просили увеличить стоимость литра топлива на 4−5 рублей и отменить акцизы на дизельное топливо.
Главный директор по энергетическому направлению фонда «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов назвал договоренности правительства и нефтяников очередным примером ручного воздействия на внутренний рынок нефтепродуктов. «Острота ситуации на данный момент снята — как минимум шокового повышения с 1 января 2019 года не произойдет, — отметил он. — Но системно проблему не решили, а просто отложили на 2019 год».
Эксперт предположил три варианта развития событий:
И тогда потребители тоже рискуют столкнуться или с дефицитом топлива и ростом цен, или со снижением его качества.
Роста цен до конца 2018 года и с самого начала 2019 года потребители не увидят. Но под вопросом все равно остается то, как правительство и компании будут договариваться уже весной 2019 года.
Ранее первый
Впрочем, за октябрь цены на нефть снизились на 10% — если эта тенденция сохранится надолго, то экспорт нефтепродуктов может стать менее привлекательным.
Арина Раксина