Какие страны состоят в ШОС
Шанхайская организация сотрудничества была основана 22 года назад, в июне 2001 года и стала первым централизованным голосом евразийского региона.
На страны ШОС в 2022 году пришлась четверть мирового ВВП (более $23 трлн). Минимум три страны (Россия, Индия и Китай) имеют ядерное оружие, а в Казахстане находится единственная точка, с которой сегодня можно отправить человека в космос — космодром Байконур.
Участники и страны-партнеры ШОС обладают крупнейшими в мире запасами нефти, газа и редкоземельных металлов, а также являются влиятельными участниками крупнейших международных и региональных объединений (ООН, G20, ВТО, ОДКБ, ЕАЭС, АТЭС, АСЕАН, и других). Наконец, никто из участников БРИКС не присоединился к «войне санкций», развернутой коллективным Западом.
Иран официально стал полноправным партнером ШОС в ходе саммита в Нью-Дели, Белоруссия — на очереди, в её отношении процедуру приема начали в 2022 году, пока она находится в статусе наблюдателя. Также наблюдателями в организации состоят Монголия и Афганистан.
Партнерами ШОС по диалогу являются крупные игроки Турция, Саудовская Аравия, Катар и Египет, а также Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал и Шри-Ланка. В 2022 году стать партнерами ШОС захотели есть пять стран: ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Мальдивы и Мьянма. Число заявок на присоединение к организации в той или иной форме год от года растет, подтвердил спецпредставитель президента РФ по делам ШОС, посол по особым поручениям МИДа Бахтиер Хакимов.
Как пояснял «Известиям» старший сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, арабские страны давно изъявляли желание присоединиться к ШОС, «видя в ней финансово-экономическую альтернативу западному полюсу».
В ходе апрельского саммита по многополярности российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что все больше стран Глобального юга стремятся наладить связи с ШОС и БРИКС, а также стать их полноправными членами. Он подчеркнул, что Путин ранее указывал на неизбежность тенденции к многополярности в мире. При этом проигрывать будут «те, кто это не поймет и не будет следовать в этом тренде».
«Новый шелковый путь» и военное партнерство
Страны ШОС экономически объединяет «Новый Шелковый путь» (он же «Один пояс — один путь») — панъевропейская транспортная система для доставки грузов и пассажиров из Китая и стран Центральной Азии в Европу, основной сухопутный маршрут которой идет по территории России. Кроме того, Россия и Китай активно обсуждают создание полярного шелкового пути и совместное освоение Арктики.
Причем, во взаимных расчетах страны взяли курс на последовательную дедолларизацию и расчет в местных валютах, а в ходе саммита президент Ирана Эбрахим Раиси призвал и вовсе отказаться от доллара США.
Развивается и военное сотрудничество. В конце 2022 года Россия подготовила проект Соглашения об организации оперативного обмена информацией между оборонными ведомствами государств-членов ШОС. А уже в апреле 2023 года министры обороны России Сергей Шойгу и КНР Ли Шанфу на полях совещания глав военных ведомств стран — участниц ШОС обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес. Подробности встречи не раскрываются, но сближение позиций — налицо.
«Происходят кардинальные, динамичные и необратимые изменения в процессе становления нового многополярного мира. Этому активно противодействует коллективный Запад», — заявил в ходе саммита российский министр обороны Сергей Шойгу.
При этом позиции ШОС будут постепенно усиливаться, высказался в колонке «Известий» ректор Государственного университета управления Владимир Строев. Рост взаимной торговли стран — членов ШОС, безусловно, лишь способствует расширению диапазона их сотрудничества, которое охватывает всё новые области, включая отрасли инфраструктуры, разработку новых технологий, производственную кооперацию в промышленности, межбанковскую и валютную сферу. Наряду с ЕАЭС и БРИКС, развитие ШОС станет безусловным ответом на вызовы о необходимости формирования многополярного мира.