Фоторепортажи
12Победители конкурса Dog Photography Awards 2022
26Финалистки конкурса «Мисс Вселенная»
Источник: Reuters

Специальный летный отряд Минобороны приобрел у «Роскосмоса» 74% акций авиакомпании «Космос» за 1 ₽, еще 26% остались у госкорпорации.

Об этом РБК рассказал гендиректор перевозчика Андрей Панкратов и подтвердили в пресс-службе «Роскосмоса». Это произошло в первом полугодии 2022 года, когда гендиректором госкорпорации был еще Дмитрий Рогозин (ушел в отставку 15 июля; новым главой стал бывший вице-премьер Юрий Борисов). Продажу авиакомпании в «Роскосмосе» объяснили снижением загрузки перевозчика со стороны предприятий отрасли из-за «внешнеэкономических факторов». Кроме того, военному ведомству перешли долги «Космоса», добавляет Панкратов, не называя их сумму. РБК направил запрос в пресс-службу Минобороны.

После начала военной операции на Украине 24 февраля США, Евросоюз, Великобритания и другие страны ввели несколько пакетов санкций против России, которые затронули в том числе космическую отрасль. В ответ «Роскосмос» обратился к NASA, Европейскому (ESA) и Канадскому космическим агентствам (CSA) с требованием принять меры, чтобы отменить ограничения, касающиеся ряда российских космических предприятий.

Для загрузки авиакомпании «Космос» был проработан «проект коллаборации» с летным отрядом Минобороны, позволяющий удовлетворять потребности ракетно-космической отрасли и военного ведомства, отмечает представитель «Роскосмоса». Переход под контроль Минобороны позволит обновить флот, который, по данным Росавиации на конец сентября, состоял из трех самолетов: одного Ту-134 и двух Як-42. В 2023 году авиапарк компании должны пополнить семь машин (пять пассажирских Ту-204/214 и два грузовых Ил-76) со вторичного рынка, говорит Панкратов. По словам двух источников РБК, знакомых с планами компании, для развития флота «Космоса» рассматриваются в том числе самолеты, которые ранее использовали авииакомпания Red Wings и перевозчик «Дальавиа», который обанкротился в 2008 году.

По какой схеме Минобороны получит самолеты, будет решено на уровне правительства и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), отмечает Панкратов. Детали этого проекта (в части Ту-204/214) обсуждаются, подтвердили в пресс-службе ОАК. «Структуры корпорации могут участвовать в проектах поставок отечественных самолетов со вторичного рынка в качестве партнеров, в том числе в вопросе восстановления летной годности. Ремаркетинг воздушных судов — нормальная практика», — добавили там, оговорившись, что в первую очередь сосредоточены на скорейшем запуске в производство новых гражданских самолетов. РБК направил запросы в пресс-службы Минпромторга и «Ростеха».

Развитие флота позволит начать стадию финансового оздоровления авиакомпании (по данным СПАРК, ее суммарный чистый убыток в 2017—2021 годах составил 676 млн руб.), так как «Космос» получит эффективные машины более чем на 200 пассажирских мест, а Ил-76 будут востребованы Минобороны из-за выросших потребностей в перевозке грузов, говорит Панкратов. По его словам, «Космос» продолжит пассажирские перевозки в Арктике, в том числе из Архангельска на архипелаг Новая Земля. К регулярным полетам по этому направлению по заказу компании «Оборонлогистики» (создано Минобонроны в 2011 году) авиакомпания приступила летом 2019 года. «Выполнение воздушных перевозок пассажиров и грузов на воздушном судне Ту-134 стало отправной точкой в решении масштабной задачи по увеличению транспортной доступности архипелага Новая Земля для военнослужащих, членов их семей и других гражданских специалистов, занятых в освоении арктической зоны России», — сообщала пресс-служба «Космоса». Тогда же прорабатывался вопрос расширения маршрутной сети полетами из Архангельска в Мурманск, Амдерму, Нарьян-Мар, Котлас, Сыктывкар и Санкт-Петербург. РБК направил запрос в «Оборонлогистику».

У «Роскосмоса» есть и другой перевозчик— Центр подготовки космонавтов имени Гагарина (в парке два Ту-204), которого Росавиация в августе 2022 года допустила к коммерческим полетам. К тому же, «Космос» остается авиационным оператором для ракетно-космической отрасли, добавляет представитель госкорпорации. Для минимизации рисков иметь две авиационные компании лучше, замечает Панкратов.

Артём Кореняко
При участии Анастасии Серовой

Во время загрузки произошла ошибка.
Реклама
Спасибо за обратную связь
О рекламодателе
Не интересует
Уже приобретено
Препятствует просмотру
Недобросовестная реклама
Подпишитесь на нас
Роскосмос