Дальневосточные «Суперджеты» могут сменить авиакомпанию

Без российских самолётов авиакомпании «Якутия» придётся очень сложно.

Источник: AmurMedia

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) предложила другим авиакомпаниям приобрести самолёты Superjet 100 («Суперджет»), которые в настоящее время эксплуатирует авиакомпания «Якутия». По данным лизингодателя, перевозчик накопил задолженность млрд рублей, а соглашения по реструктуризации не исполнил. В «Якутии надеются сохранить суда, а источники ИА PrimaMedia говорят, что интерес к востребованным лайнерам проявляет дальневосточная авиакомпания “Аврора”, которой они нужны для закрытия маршрутной сети.

Ранее ГТЛК реструктуризировала задолженность по лизинговым платежам авиакомпаний «ИрАэро» (Иркутск), «Сибирская легкая авиация» («СиЛА»), «Аэросервис» (имеют одних и тех же собственников, что и у «ИрАэро») и «Азимут». Сейчас в парке «ИрАэро» семь «суперджетов».

О том, что ГТЛК собирается расторгнуть в одностороннем порядке лизинговые контракты на SSJ с «Якутией» и уже предложила несколько самолетов другим авиакомпаниям, эксплуатирующим «Суперджеты», сообщает (12+) cо ссылкой на источник в компании.

АК «Якутия» контролируется Минимущества республики Саха (Якутия), базируется в аэропорту Якутска и московском «Внуково». По данным Росавиации, парк компании состоит из 12 самолетов: по четыре SSJ 100, Boeing-737 и Bombardier DHC-8.

Источники «Ъ» в «ИрАэро» и «Азимуте» подтвердили, что им поступило такое предложение около месяца назад. ГТЛК сообщила о «возможности передачи новому арендатору» трех самолетов возрастом семь и восемь лет в компоновке на 103 кресла. Два исправных самолета, по его словам, лизингодатель готов был поставить осенью, а техобслуживание третьего обещал закончить до конца года. В «ИрАэро», «Аэрофлоте» и «России», крупнейшем эксплуатанте SSJ (74 ВС), воздержались от комментариев.

Потенциальный интерес подтвердили только в Red Wings, в парке которой насчитывается 17 «суперджетов»): «Как наиболее эффективный эксплуатант типа SSJ 100, мы рассматриваем все возможности увеличить флот, в том числе варианты с ремаркетированными самолетами».

«Якутия» сдаваться не собирается

Помимо SSJ от ГТЛК, у «Якутии» был ещё один «суперджет» от «ВЭБ Лизинга», однако он утратил летную годность после жесткой посадки в октябре 2018 года.

В октябре 2021 года Минпромторг и ГТЛК уже грозили «Якутии» изъятием SSJ, если та не решит проблемы с их обслуживанием. Тогда же ГТЛК анонсировала переговоры с «Якутией» о реструктуризации долга более чем на 1 млрд рублей. Как сообщили «Ъ» в ГТЛК, задолженность «Якутии» достигла 1,6 млрд руб., «текущие платежи авиакомпания осуществляет частично».

Стороны заключили ряд соглашений о реструктуризации, «но авиакомпания их условия не исполнила», хотя из регионального бюджета в 2021—2022 годах «Якутии» выделили порядка 1,5 млрд рублей на поддержание летной годности и еще 0,5 млрд рублей на возмещение затрат по лизингу.

В «Якутии» заявили, что «вопрос реструктуризации по-прежнему находится на обсуждении и согласовании с ГТЛК». В компании «уверены, что в ближайшее время между сторонами будут согласованы все позиции», при этом «все самолеты, которые могут быть допущены к эксплуатации, должны остаться в парке». Процесс затянулся из-за возникших «вследствие санкционного воздействия» проблем по восстановлению летной годности двух SSJ.

В компании отметили, что с 2018 года столкнулись с техническими дефектами судна, «самолеты начали простаивать, производились дорогостоящие внеплановые ремонты двигателей», что вкупе с ковидным кризисом и привело к долгам.

Выручка авиакомпании «Якутия» за 2020 год составила 7,4 млрд рублей, за 2021 год — 10,9 млрд рублей, чистый убыток — 2,8 млрд рублей и 610 млн рублей соответственно. При этом в доковидный 2019 год авиакомпания получила 11,7 млрд рублей выручки и 140 млн рублей чистой прибыли.

Глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в интервью «Интерфаксу» (12+) в сентябре этого года заявил, что финансовое состояние авиакомпании «Якутия» стабилизировалось, опасность близкого банкротства миновала. Он уточнил, что требующих решения вопросов в отношении авиакомпании остается много: восстановление самолетов Superjet, лизинговые платежи за российскую технику, переоснащение, поддержание летной годности иностранных судов.

В конце октября власти Якутии подписали соглашение о передаче 25% акций перевозчика авиакомпании «Аврора».

«Аврора» потирает руки

Как отметил источник «Ъ» в экспертном сообществе, если у компании отберут последние два SSJ, «она продолжит летать в убыток» и «не представляется жизнеспособной даже как имиджевый проект республики». Единственным выходом ему видится ликвидация «Якутии» и передача ее флота «Авроре».

«Аврора» — бывшая «дочка» «Аэрофлота», на базе которой создана единая дальневосточная авиакомпания. Крупнейший акционер перевозчика (49,99%) — Сахалинская область, по 5% — у десяти других регионов ДФО, менее 1% — у «Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики».

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ, 6+) во Владивостоке в сентябре этого года авиакомпания «Аврора», «Корпорация “Иркут” (входит в “ОАК” “Ростеха”) и ГТЛК подписали соглашение об основных условиях поставки восьми самолетов SSJ-New в 2024—2025 годах.

Планируется, что первые четыре машины будут переданы «Авроре» в 2024 году, еще четыре — в 2025 году. Все они будут в компоновке на 103 кресла экономического класса. Финансирование сделки планируется организовать с привлечением средств ФНБ.

SSJ-New станет первым отечественным региональным авиалайнером в парке «Авроры», он позволит авиакомпании сохранить пассажиропоток между регионами Дальнего Востока, а в перспективе — нарастить его, освоив новые маршруты«, — отметил гендиректор “Иркута” — замгендиректора ОАК Андрей Богинский.

На данный момент авиапарк «Авроры» состоит только из самолетов иностранного производства — европейских Airbus A319 и канадских Bombardier.