В РФ начнут серийно выпускать воздушные беспилотники — кабмин формирует госзаказ на них до 2030 года. Параметры госпрограммы планируется определить до апреля, президент должен утвердить ее в мае. Спрос на дроны для нужд различных органов, служб и компаний уже сейчас оценивается в 100 тыс. экземпляров, сообщил источник «Известий», знакомый с ходом подготовки документа. При этом в ближайшие три года стране потребуется порядка 8 тыс. беспилотников, стоимость которых превысит 50 млрд рублей, уточнили в ГТЛК. Сейчас в России большими сериями гражданские дроны не выпускаются, а сертифицирован был только один образец — БАС-200 «Вертолетов России».
Спрос и предложения.
Правительство готовит параметры госзаказа на гражданские воздушные беспилотники до 2030 года. Они должны быть сформированы до 1 апреля, сообщил «Известиям» источник, знакомый с подготовкой документа.
Сформировать такой госзаказ поручил президент РФ Владимир Путин в декабре 2022 года, говорится на сайте Кремля. Согласно тексту поручения, проект призван удовлетворить потребности в дронах у федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний и хозяйственных обществ с долей участия государства в капитале более 50%.
Спрос у этих структур предварительно оценивается в порядка 100 тыс. экземпляров беспилотных авиационных систем (БАС), рассказал источник, знакомый с подготовкой программы. Представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая будет участвовать в проекте, оценил спрос только на ближайшие три года в 8 тыс. единиц.
— Согласно проведенному анализу рынка, мы оцениваем спрос на БПЛА, который станет основой формирования госзаказа, на ближайшие три года в объеме не менее 8 тыс. единиц беспилотников разных классов и типов для выполнения авиационных работ гражданского назначения. Их общая стоимость оценивается свыше 50 млрд рублей, — сообщил представитель ГТЛК.
В Минпромторге «Известиям» рассказали, что точные параметры госзаказа будут определены к апрелю, а предварительный спрос только на тяжелые беспилотники составляет более 1 тыс. единиц. Оценка же потребностей федеральных и региональных заказчиков говорит о потенциале кратного увеличения прогнозных объемов, в основном за счет легких и средних БАС.
— Для финансирования программы планируется использование средств заказчиков — госкорпораций и частных компаний, федеральных и региональных органов власти. Особое внимание будет уделено приоритизации стимулирования спроса на БАС и соответствующие услуги в рамках действующего портфеля поддержки, — сообщил «Известиям» замглавы ведомства Василий Осьмаков.
По его словам, в программе госзаказа планируется участие максимально широкого круга как разработчиков, так и производителей. В их числе «Геоскан», «Аэромакс», «Финко», «Птеро», ЛМТ, «Миль и Камов», «Радар ммс», «ВР-Технологии», «Аэроглоуб» и множество других компаний. Часть из них уже серийно выпускает такие системы, уточнил он.
В пресс-службе Минпромторга также отметили, что в ведомство поступали инициативы по использованию и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). В их использовании, в частности для создания производств тяжелых БАС, есть логика, уточнили в министерстве. Представитель ГТЛК добавил, что источники финансирования пока не определены, как и объемы необходимых инвестиций со стороны государства. Но господдержка будет оказана сразу по нескольким направлениям — стимулирование спроса на услуги с использованием БАС, поддержка производителей и компаний-эксплуатантов.
Инвестиции в проекты создания гражданских дронов потенциально могут быть предоставлены и корпорацией ВЭБ. РФ, сообщил «Известиям» ее представитель, при условии нормативного закрепления правил поддержки высокотехнологических компаний на уровне правительства, то есть после утверждения постановления правительства о «праве на риск».
В секретариате первого вице-премьера Андрея Белоусова рассказали «Известиям», что в течение ближайших двух недель планируется проанализировать информацию от профильных ведомств и обсудить ее с крупнейшими заказчиками со стороны бизнес-сообщества. Такой анализ, по словам представителя вице-премьера, станет отправной точкой для параметров разрабатываемого национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.
— Планируется, что госзаказ на развитие беспилотников будет обновляться ежегодно — заказчики будут лучше понимать возможности БАС, и, соответственно, спрос будет увеличиваться, — сообщила представитель Андрея Белоусова.
Счет на тысячи.
Гражданские беспилотники в России сегодня выпускают многие компании, но чаще всего это опытные или экспериментальные образцы, рассказал основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. Для массового использования в коммерческой эксплуатации такие модели непригодны.
— Необходимо сначала наладить регулирование для легализации коммерческого применения БАС в РФ. Это даст смысл отрасли, рынку разворачивать серийное производство этих систем, — объясняет Андрей Патраков.
Пока же применение дронов в коммерции ограничено именно регуляторикой, добавляет он.
Но некоторые компании продвинулись в производстве БАС дальше остальных. Среди них эксперты рынка называют, например, частную петербургскую организацию «Геоскан», которая мелкосерийно производит несколько типов дронов и квадрокоптеров.
— Мы надеемся, что будем участвовать в исполнении госзаказа. Мы произвели и поставили уже 15 тыс. беспилотников за 10 лет существования компании, — сообщил «Известиям» ее владелец Алексей Семенов.
План поставок на этот год — около 5 тыс. дронов, добавил он. В основном эти аппараты предназначены для образовательных целей, различных шоу и аэрофотосъемки. Спрос на профессиональные БАС (не предназначенные для обычных пользователей) для нужд только сельского хозяйства оценивается в 50 тыс. штук, для мониторинга (над стройками, другими инфраструктурными объектами, для кадастровых работ) — порядка 10−20 тыс. штук, рассказал Алексей Семенов.
Кроме «Геоскана» гражданские беспилотники в РФ производят «Аэромакс» (принадлежит АФК «Системе», выпускает как грузовые вертолеты взлетной массой свыше 300 кг, так и легкую технику), компания «Транспорт будущего» (входит в ГК «ЭФКО»), концерн «Алмаз-Антей» (запустил серию прошлой осенью, до конца 2022 года планировалось выпустить тысячу БАС), ОАК, «Вертолеты России», «Агримакс. Аэро» и другие.
При этом в стране пока сертифицирована только одна модель — это БАС-200, беспилотник вертолетного типа, который может перевозить 50 кг груза и летать на расстояние до 430 км. Его разработчик и изготовитель — национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» холдинга «Вертолеты России». Легкие дроны до 30 кг не требуют сертификации, а только постановки на учет в Росавиации.
Планы участвовать в госзаказе «Известиям» подтвердили в «Аэромаксе», «Агримакс. Аэро», «Транспорте будущего» и «Вертолетах России». В последнем холдинге добавили, что сегодня готовятся запустить серийное производство БАС-200 на базе Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП) в Башкирии.
— Заказчиками наших дронов будут как централизованные компании-эксплуатанты, создаваемые сейчас с участием госструктур, так и подведомственные организации Минсельхоза и регионов, а также аграрные вузы, которым подобные комплексы необходимы для подготовки специалистов, — сообщил представитель производителя дронов-опрыскивателей «Агримакс. Аэро».
Сейчас беспилотники производятся под заказ собственной, внутренней службы эксплуатации этой компании и для других покупателей, уточнили в «Агримакс». Производить больше дронов «на склад» пока нет возможности из-за ограниченности доступа инновационных компаний к финансовым ресурсам, добавили там.
Гендиректор «Транспорта будущего» Юрий Козаренко отметил, что его компания ежемесячно производит по несколько образцов каждого типа (включая БАС 700 кг) для испытаний, тестирования и сертификации. Параллельно компания работает над созданием материальных активов для запуска серийного производства.
В ГТЛК видят на российском рынке около 10−12 ключевых производителей, которые уже создают дроны серийно в разных классах и сегментах. Еще не менее 10 компаний имеют серьезный потенциал, сообщили в компании.
Планы на взлет.
О планах использовать беспилотники еще в 2016 году заявляла «Почта России». В 2018 году компания провела первый публичный тестовый запуск дрона в Улан-Удэ. Попытка оказалась неудачной: аппарат отклонился от курса вскоре после запуска, а затем врезался в трехэтажный дом. Но «Почта России» не отказалась от своих планов. Сейчас компания тестирует несколько систем в рамках своего экспериментального правового режима на Чукотке, Камчатке, в ЯНАО и ХМАО. Также компания «Консорциум БАС» (СП «Почты России» и SK Capital) планирует начать тесты тяжелых дронов для опыления сельхозугодий.
Но сама «Почта России» не собирается закупать беспилотники — это не предусмотрено действующей моделью развития проекта-маяка по беспилотной аэродоставке грузов, сообщил «Известиям» представитель компании. «Почта» выступит заказчиком услуги по доставке грузов дронами, добавил он.
Базовым же заказчиком самих дронов станет ГТЛК, сообщил представитель компании.
— Наша задача — консолидация спроса и формирование стабильного долгосрочного заказа на гражданские беспилотники для нужд российской экономики. Мы готовы взять на себя выполнение функций базового заказчика, обеспечить стимулирование производства и локализацию БАС, продвижение перспективных моделей на рынке, — сообщили «Известиям» в компании.
Вместе с тем ГТЛК через свою созданную в августе 2022 года «дочку» — компанию «БАС» — будет оказывать и услуги с использованием закупленных дронов, добавил представитель компании.